Смартфон главнее банка

Любовь Маврина
9 апреля 2018, 00:00

Банки теряют монополию на обработку и проведение платежей — новые технологии заменяют собой традиционные платежные каналы

ТАСС
Мессенджеры, номер телефона тоже позволяют идентифицировать клиента, и если текущие тренды получат свое дальнейшее развитие, то пластиковые банковские карты отправятся на свалку истории

Дальнейшее проникновение финтеха может пошатнуть бизнес традиционных банков и платежных систем. Так, на горизонте ближайших двух-трех лет доля традиционно банковского бизнеса в сфере платежей может сократиться на 40% — место банков займут технологические компании, которые смогут лучше удовлетворить все потребности клиентов на этом рынке. Такие данные приводит заместитель директора банковского института НИУ ВШЭ Александр Пушко.

Банки, которые не проявят достаточной гибкости и не перестроятся, будут вынуждены покинуть рынок. Оставшимся придется доказывать свою необходимость. Пока альтернативные платежные сервисы — мессенджеры, телекомы, соцсети и т. д. — вынуждены сотрудничать с банками, но никто не может дать гарантии, что так будет всегда. Скорее всего, в будущем тем банкам, которые не выстроят вокруг себя целую «экосистему» из разных каналов связи, придется платить телекоммуникационным компаниям за такие каналы связи — или выполнять банковские операции для таких компаний без прямого взаимодействия с клиентами. Все это может привести к сокращению числа традиционных банков и их доли и влияния на финансовом рынке в целом.

«Если раньше единственным клиентским платежным “интерфейсом” была, например, касса банка, то сегодня таких интерфейсов множество, — поясняет Мария Михайлова, исполнительный директор Национальной платежной ассоциации. — Для банков это означает, что нужно активно пересматривать и менять свою бизнес-модель. Например, начинать специализироваться именно на оказании платежных услуг либо потерять этот кусок пирога, выбрав какую-то иную специализацию».

Заплатить прямо сейчас

Мировые технологические гиганты вовсю работают над созданием дополнительных способов платежей. О разработке и внедрении платежных сервисов уже объявили WhatsApp, AliPay, Facebook, Viber, Amazon и отечественные компании — Сбербанк, Альфа-банк, «Тинькофф», «Яндекс» и Qiwi. В случае российских игроков речь идет о принципиально новых сервисах — так называемых маркетплейсах (о конкретных проектах ниже). Даже ЦБ РФ на базе платформы «Мастерчейн» создает сервис быстрых платежей — это совместный продукт участников ассоциации «Финтех». «Эти и другие новости рынка четко указывают на тенденцию совершенствования клиентских сценариев и вовлечение большего количества сторон в процесс оплаты, — говорит Сергей Радченков, советник генерального директора ассоциации “Финтех” по стратегии. — Традиционные методы организации платежей и переводов обычно включают в себя четырех участников: плательщик, получатель, банк плательщика и банк получателя. В современных моделях инициация платежа переносится на мессенджеры, сторонние витрины, маркетплейсы и тому подобное».

Все сегодняшние нововведения в той или иной степени направлены на упрощение платежа для клиента. «На рынке появляется много технологичных игроков, которые могут предоставлять услуги в области платежей, аналогичные услугам современных банков. Причем это делается с помощью современных способов, таких, например, как мобильный телефон и других средств доступа к платежам», — рассказывает Александр Пушко. По его словам, примерно три четверти всего объема финтеха, который работает на банковском поле, сегодня сосредоточено как раз в области обслуживания розничных клиентов и разного рода форм платежей.

По сути, удаленный платеж — это безналичная оплата товаров и услуг. До наступления эры финтеха это работало по стандартной схеме: покупатель обращался к своему банку с распоряжением произвести оплату за услугу или товар продавцу на расчетный банковский счет. Главным условием совершения платежа было наличие расчетных счетов в банках у каждой из сторон сделки. В этой схеме платежная система Visa или MasterCard были связующим звеном между держателями счетов в разных банках по всему миру.

До тотального распространения интернета основной формой безналичного платежа была оплата пластиковой картой в точках продаж. Именно с помощью карты все звенья платежной цепи могли идентифицировать клиента, проверить наличие средств на его счете и выполнить его поручение.

Теперь же клиент желает оплачивать товары и услуги, не вставая с дивана, совершив пару кликов на электронной платформе. Но этот процесс так просто выглядит лишь для покупателя.

Сейчас главная задача, над которой работают технологические компании и банки, — идентифицировать пользователя удаленно. Банк должен быть однозначно уверен, что запрос о переводе средств со счета клиента пришел именно от этого клиента, а не от мошенника или случайного человека. Банки решают эту задачу с помощью дополнительного функционала в пластиковых картах — это секретные коды и пароли, система СМС-информирования и мобильного банка.

Мессенджеры, номер телефона тоже позволяют идентифицировать клиента, и здесь телеком-компании получают преимущество перед банками. И если текущие тренды получат свое дальнейшее развитие, то пластиковые банковские карты отправятся на свалку истории. Под вопросом и будущее традиционных платежных систем — очевидно, что в какой-то момент технологии позволят сводить платежи без их участия.

Фактически развитие технологий привело к открытию нового, еще не освоенного рынка — моментальных удаленных платежей. Напомним, что сейчас в банках даже при «моментальном списании» денег платеж на самом деле идет несколько дней. Но финтех обещает это исправить.

«Триггером, который привел в действие эти технологические инновации, стало изменение поведения самого клиента, который хочет получить услугу сейчас и в том месте, где он находится. Это произошло под воздействием цифровых технологий — прежде всего телефонии. Коль скоро интернетом и соцсетями пользуются миллиарды людей на земном шаре, соответственно, у них уже появилась новая привычка получать услугу, когда они хотят, а не когда у них открыто отделение банка. Так происходит потребительское давление на бизнес», — продолжает Пушко.

С одной стороны, для банков это и неплохо: сейчас среднестатистический клиент совершает триста операций в неделю, за проведение каждой из которых банк берет комиссию. Но с другой стороны, на этом огромном рынке розничных удаленных платежей у банков появились мощные конкуренты, которые подчас знают банковских клиентов лучше, чем сами банки, и, соответственно, имеют больше возможностей получать комиссии за совершенные платежи в интернете. «Банки это очень хорошо понимают, стараются переориентироваться, покупают технологические решения, покупают технологические стартапы и компании, пытаются масштабировать их технологию на банк и тем самым предоставлять услуги от имени банка, — говорит Александр Пушко. — Но чисто технологически и банки, и телекомы могут предоставлять одни и те же виды услуг, отсюда и появились разговоры о том, что банк — это в первую очередь технологические компании с банковской лицензией».

Телекомы наступают

Технологические компании в данном случае — это не только телекомы, но и интернет-платформы и так называемые маркетплейсы — электронные платформы для купли-продажи продуктов или услуг онлайн. И с их стороны в последний год идет целый шквал новых платежных сервисов.

Примером объединения банковских и технологических решений может стать маркетплейс Сбербанка и «Яндекса». Компании рассчитывают, что их проект будет конкурировать с глобальными игроками вроде AliExpress и Amazon. При этом и «Сбер», и «Яндекс» работают и над собственными решениями в области проведения платежей — тот же «Яндекс» предоставляет онлайн-эквайринг и проведение платежей в интернете с 2002 года. «Сервис “Безопасная сделка” обеспечивает надежность расчетов на сайтах, где люди предлагают товары и услуги с 2016 года, в 2017 году мы предложили арбитражный сервис для клиентов онлайн-магазинов — сервис “Защита покупателя”», — говорят в компании «Яндекс.Деньги». С июня 2017 года компании могут принимать платежи с помощью сервиса «Яндекс.Касса» через мессенджер Telegram, это было первым подобным решением для нашего рынка. На февраль 2018 года в «Яндекс.Деньгах» создано 35 млн кошельков, а к сервису «Яндекс.Касса» подключено более 75 тыс. интернет-магазинов.

В принципе, современное развитие технологий, скорее всего, позволит в недалеком будущем объединить «Яндекс.Деньги» и маркетплейс «Сбера» в некую единую систему.

«Тинькофф» недавно запустил платежный сервис для Avito. «Мы предложили новый сервис безналичных расчетов, который намного удобнее, безопаснее и выгоднее для всех участников сделки. Фактически сейчас мы планомерно движемся к тому, чтобы победить наличные там, где еще недавно они были основным средством расчетов, — в сделках между физическими лицами. Сервис, который мы реализовали вместе с Avito, защищает обоих участников сделки и гарантирует, что средства будут переведены продавцу только после того, как сама сделка состоялась», —рассказали «Эксперту» в пресс-службе Тинькофф-банка. При этом появление нового сервиса не ведет к исчезновению платежных систем — и этот сервис, и его аналоги построены на карточных операциях известных платежных систем, подчеркивают в Тинькофф-банке.

Целый спектр новых сервисов развивается на базе компании Qiwi. Почти все финтех-новинки связаны с сервисами сбора денег: «Qiwi Копилка» (сервис для коллективного сбора денег на общие цели), Qiwi Donate (сервис сбора пожертвований во время трансляций стримеров), Qiwi Fundl (краудфандинговая платформа сбора средств на проекты в области музыки, игр и гаджетов), #наДобро (сервис сбора пожертвований в адрес благотворительных фондов в один клик при оплате покупок в интернет-магазинах) и другие. «Фокус QIWI на b2b-сегмент в текущем году будет только усиливаться: компания уже реализовала проекты для классифайд-площадок (безопасные сделки на Avito, Freelance.ru, Dostavista и др.), для таксопарков и агрегаторов такси (выплаты водителям на Qiwi-кошельки), для электронной коммерции (интернет- и мобильный эквайринг Qiwi Pay, сервис оплаты при доставке Payment on Delivery)», — рассказывают в Qiwi. Компания рассматривает развитие альтернативных каналов как один из сильных финтех-драйверов, но признает, что пока эти каналы по уровню пользования все еще занимают нишевую позицию по сравнению с теми же картами или электронными кошельками. Их доминирование — вопрос будущего, уровня финансовой грамотности и снижения цифрового неравенства среди населения России, полагают в Qiwi.

Из банка в телефон

В марте этого года на платежном рынке произошел новый локальный взрыв — «Мегафон» запустил платежи со счета телефона. Формально платежи обеспечивает принадлежащий «Мегафону» банк, но сам клиент вносит деньги на счет телефона, а расплачивается с помощью Samsung Pay и Apple Pay.

«Мы верим, что оплата с телефона будет становиться все более и более популярной», — рассказывает о своем видении будущего платежных систем Артем Вильман, директор по новым услугам и партнерствам «Мегаaона». По его словам, уже сегодня Россия занимает одну из лидирующих позиций по скорости проникновения бесконтактных платежей. И мобильные операторы — неотъемлемая часть всей экосистемы, связанной с телефоном. «По нашим данным, более 20 процентов абонентов уже пользуются мобильным счетом как банковским. Кто-то делает это от случая к случаю, а для кого-то это уже вошло в привычку. Мы видим стабильный рост и по оборотам, и по количеству платежей, и по аудитории. Счет мобильного телефона — это удобный инструмент оплаты, но в своем сегменте. Это сегмент небольших платежей, преимущественно в онлайне», — добавляет Артем Вильман. Уже два года действует банковская карта «Мегафона», где счет карты — это счет мобильного телефона. Ею можно расплачиваться везде, где принимают карты. Средний размер транзакции по карте — 800 рублей, Средний оборот по одной карте в месяц — 4500 рублей. На данный момент число выданных пластиковых карт «Мегафона» составляет более 1,2 млн. Чаще всего с помощью этих карт оплачивают связь и покупки в супермаркетах, в некоторых регионах в топ-затрат попали и финансовые услуги.

В мире такие продукты не новость: одной из наиболее бурно развивающихся финтех-новинок на американском рынке является платежный сервис Venmo — компания, принадлежащая PayPal. Она позволяет пользователям отправлять денежные переводы друг другу по номеру телефона или с помощью веб-интерфейса. Аккаунт пользователя привязывается к банковскому счету, кредитной или дебетовой карте, и перевод средств может быть произведен в пределах сумм, которые лежат на этих счетах. Похожий инструмент есть и на российском рынке: «Еще в 2016 году мы запустили приложение “Qiwi Клавиатура” для денежных переводов на небольшие суммы. Оно представляет собой дополнительную клавиатуру для отправки и получения денежных переводов внутри используемого в данный момент мессенджера. После ее установки на мобильный телефон можно переключиться на Qiwi-клавиатуру, нажав на символ ₽, расположенный слева от клавиши “пробел”». Клавиатура разработана для использования в любом мессенджере, социальной сети, почтовом или SMS-клиенте: WhatsApp, Viber, VK, Facebook, “Одноклассники”, Telegram, Skype и многих других», — рассказывают в Qiwi.

 54-02.jpg ТАСС
ТАСС

Как можно увидеть, ни в одном из приведенных примеров речи о полном отказе от банковских услуг или от платежных систем пока не идет, скорее мы видим новые способы идентификации клиентов и новые формы ведения и защиты их счетов. Дело в том, что, каким бы инновационным и технологичным ни было решение в сфере платежей, компании все равно необходимо иметь банковскую лицензию. «Появляются новые форматы банков, так называемые цифровые банки, которые хорошо владеют технологией предоставления услуги, но у них нет банковской лицензии. Такие банки пытаются взаимодействовать с традиционными банками, чтобы использовать их или их лицензию. Потому что по 161 ФЗ “О национальной платежной системе” любые операции или транзакции обязательно должны быть занесены в кредитную организацию, и это хорошая основа для того, чтобы на этом рынке сохранить определенную стабильность», — уверен Александр Пушко.

Не видит причин для исчезновения банков и Мария Михайлова: «Банки присутствуют во всех платежных сервисах — просто в несколько в ином формате. Поэтому про откусывание у банков речи не идет. Рынок прирастает новыми возможностями совершения платежей».

Комиссионная модель уходит

Фактически сегодня любой канал связи становится каналом платежа. В основе может лежать некая структура с банковской лицензией, но платежи больше не банковский продукт. «В новой парадигме всеобщей доступности платежей anyway-anytime-anywhere мессенджеры и соцсети не столько “откусывают” платежный рынок у банков, сколько помогают банкам получить новые эффективные каналы взаимодействия с конечным потребителем, — уточняет Сергей Радченков. — Ведь в этом случае клиент распоряжается своими денежными средствами, размещенными в банке или у оператора электронных денежных средств, только через другой интерфейс. Более или менее точную оценку разделения потоков платежей между различными интерфейсами в будущем прямо сейчас дать сложно. Особенно если учитывать долгосрочный тренд на снижение транзакционной стоимости».

Последнее замечание — самое важное: вряд ли банки могут расслабиться. Раз число игроков на поле платежей растет не по дням, а по часам, это неминуемо должно привести к снижению комиссий.

Дело еще вот в чем: для финтеха комиссии за платежи не главное. Зарабатывать на платежном рынке будут совсем по-другому.

Рынок новых финансовых технологий развивается во многом в расчете на монетизацию нашего стремления совершать минимум усилий. Ради этого человек подчас готов пожертвовать своими правами на тайну личных данных, безопасностью своих накоплений и правом принимать самостоятельные решения. Сегодняшние технологические возможности гаджетов уже позволяют интернет-компаниям собирать личные данные о каждом пользователи мобильных телефонов и формировать на их основе карты потребительских предпочтений. Впоследствии эти данные становятся объектом торга — на их основе ведутся адресные рекламные компании, моделируется выгодное продавцам товаров и услуг потребительское поведение.

Да и все финтех-новинки изначально не ограничиваются выполнением конкретных задач по оптимизации процессов. Так, банковские пользовательские приложения не только помогают клиентам удаленно управлять своими средствами, но и могут собирать сведения о тратах и передвижениях владельца гаджета.

На этом рынке торговли персональными данными очевидными тяжеловесами выглядят телеком- и интернет-компании, которым для полноты портрета каждого пользователя не хватает только данных по его счетам.

 

В подготовке статьи принимал участие Константин Пахунов