Западные санкции и дипломатическое давление на Россию приводят к результатам, противоположным ожиданиям инициаторов политики изоляции Москвы. Россия превращается в сильного игрока на международной арене, становясь лидером и центром притяжения для стран, не желающих быть пешками в чужой игре. Эти государства переступают через прошлые обиды и существующие противоречия, вырабатывая общую позицию в борьбе с международным терроризмом. Так, Россия и Турция имели разные взгляды на мирное урегулирование конфликта в Сирии и в 2015 году оказались на грани военного конфликта, когда турецкие ВВС сбили российский Су-24. Но в конечном счете они объединили усилия для достижения главной цели — обеспечения мира и стабильности в регионе. Следствием совпадающих взглядов на основные принципы мировой безопасности стали строительство «Турецкого потока», российской атомной станции «Аккую» в турецком Мерсине, соглашение о поставках Турции российского зенитно-ракетного комплекса С-400, рост товарооборота между странами.
Очередным шагом к усилению позиций нашей страны стал официальный визит президента России Владимира Путина в Анкару. Там он встретился с главой Турции Реджепом Эрдоганом и первым лицом Ирана Хасаном Роухани. Лидеры трех стран, гаранты Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию, в совместном заявлении декларировали поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности Сирии. На совместной пресс-конференции президентов Реджеп Эрдоган заявил, что круги, открывшие дорогу ИГ (организация, деятельность которой запрещена в России), теперь поддерживают YPG (курдские отряды народной самообороны) с одной целью — сохранения в регионе постоянного хаоса. Президент Ирана Хасан Роухани был более конкретен и отметил: «Некоторые супердержавы, в том числе США, хотели использовать террористические группировки ДАИШ и “Фронт ан-Нусра” в этом регионе как инструмент в деле управления им».
Владимир Путин подчеркнул роль взаимодействия России, Ирана и Турции: именно благодаря ему были разгромлены основные силы ИГ и подорваны боевые возможности других террористических группировок. Президент России, в отличие от своих коллег, не коснулся роли США в регионе, но все то, о чем говорили президенты Турции и Ирана, было сказано Владимиром Путиным еще в мюнхенской речи 2007 года. «Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну кому это понравится?» — заявил Владимир Путин одиннадцать лет назад, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.
Конференция по безопасности в Москве, прошедшая параллельно с переговорами в Анкаре, преследовала цель ответить на аналогичные вопросы: борьба с терроризмом и региональная безопасность. Участие в конференции приняли делегации 95 стран, в том числе 30 министров обороны. И многие из них имеют свои болевые точки. Так, Китай, чей министр обороны тоже прибыл в Москву, тратит огромные средства на оборону, стремясь не допустить доминирования США в своем регионе. Но никто не может дать гарантию, что Вашингтон в противостоянии с Пекином не прибегнет к своей излюбленной тактике — подорвать страну изнутри. Часто США начинали поддерживать сначала мирную, а затем вооруженную, но «умеренную» оппозицию, что всегда заканчивалось крахом страны и американским военным присутствием. Тем более что у Китая есть своя слабая точка: Северо-Западный регион, который населен уйгурами, преимущественно исповедующими ислам, в 2008 году пережил волнения и теракты, удивительным образом совпавшие по времени с беспорядками в другой части страны — Тибете.
Индия, третья в мире страна по количеству мусульман, имеющая напряженные отношения с соседним Пакистаном, наверняка не хочет, чтобы ее внутренними проблемами воспользовались Исламабад или Вашингтон.
Российская точка зрения на внешнюю политику, предполагающая равный диалог на международной арене и невмешательство во внутренние дела независимых государств, становится в современном мире все более востребованной.