Второе открытие Сибири

Сергей Чернышов
9 апреля 2018, 00:00

Мегапроект «Енисейская Сибирь», инициированный главой Красноярского края и поддержанный президентом, руководителями соседних регионов и крупным бизнесом, призван переосмыслить межрегиональное сотрудничество в стране

ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАЯ ПРЕСС-
Новый пассажирский терминал аэропорта Красноярск готов обслуживать до пяти миллионов пассажиров в год
Читайте Monocle.ru в

Проект Енисейской Сибири — экономического макрорегиона, объединяющего Красноярский край, Хакасию и Тыву, — временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Александр Усс представил Владимиру Путину в середине февраля. Президент поддержал проект и поручил правительству проработать его детали как приоритетного. «Енисейская Сибирь» — проект прежде всего инфраструктурный, связанный с развитием аэропортов, железных и автомобильных дорог, промышленного и социального сектора. Основанная на давних интеграционных связях трех регионов, эта инициатива поможет распутать клубок накопившихся проблем.

В основе проекта, инициированного Александром Уссом, лежит планирование развития на уровне интегрированного макрорегиона. Фактически речь идет о восстановлении давно выстраиваемых связей: так, Хакасия до 1991 года была частью Красноярского края, а деятельность Тывы во многом завязана на оба соседних региона. Отсюда и интеграционные проекты «Енисейской Сибири». Пожалуй, самый знаковый из них — строительство железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, начатое в 2011 году и так не вошедшее в активную фазу. Если ветка будет продолжена в Монголию и Китай, речь может идти о создании нового трансконтинентального пути для сбыта зерна, природных ресурсов, развития геологоразведки и разработки новых месторождений. Запланированный в проекте автомобильный мост в Енисейском районе у поселка Высокогорский станет ключом для развития добычи золота и других полезных ископаемых. Проект также важен для реализации второй очереди Нижнего Приангарья с запуском в полную силу Богучанского алюминиевого завода, лесоперерабатывающих производств, строительства ЦБК.

Красноярский край — золотое сердце страны. В 2017 году здесь добыто 23% российского золота. Мощь енисейского макрорегиона — современные технологии разведки и освоения природных богатств 77-02.jpg ПРЕСС-СЛУЖБА КОМПАНИИ ПОЛЮС
Красноярский край — золотое сердце страны. В 2017 году здесь добыто 23% российского золота. Мощь енисейского макрорегиона — современные технологии разведки и освоения природных богатств
ПРЕСС-СЛУЖБА КОМПАНИИ ПОЛЮС

«Для меня макрорегион Енисейская Сибирь — это не только оживление общей экономической активности, — комментирует Александр Усс. — Это многосоставный проект. Его реализация позволит бизнесу, работающему на нашей земле, воспринимать регион как собственный дом. В первую очередь это касается крупных финансово-промышленных компаний. Для их владельцев Красноярский край должен стать не просто территорией присутствия, а местом, в благополучии которого они лично заинтересованы».

Уже было анонсировано, что «Русал» принял решение перевезти свой центральный офис в Красноярск. Последствиями этого шага будет не только создание более 500 новых управленческих рабочих мест, но и рост инвестиций в городскую инфраструктуру. Городские власти уверены, что это ускорит развитие Красноярска и придаст городу «столичного лоска».

Переработка первичного алюминия — основа проектов технологических долин 77-03.jpg ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАЯ
Переработка первичного алюминия — основа проектов технологических долин
ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАЯ

Проект выгоден федеральному центру по многим соображениям, уверен директор Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета Валерий Ефимов. «Интересы федерального центра понятны. Руководить 85 разнокалиберными регионами не очень просто, а здесь появляется макрорегион, который имеет серьезные экономические перспективы. Они связаны одновременно и с развитием северной зоны (Норильский промышленный район), и с развитием Красноярской агломерации, и с созданием металлургических и агропромышленных кластеров на юге края и в Хакасии, и с транспортной “распаковкой” Республики Тыва, с перспективой выхода железнодорожной магистрали Элегест — Кызыл — Курагино на Монголию и интеграции в масштабный китайский проект “Один пояс, один путь”. Фактически это новое экономическое открытие Сибири. Чтобы усилить его эффект, необходимо также усилить геологические исследования в регионе с использованием современных технологий разведки и анализа имеющихся природных богатств», — констатирует эксперт.

Главы соседних регионов уже высказались в пользу этой инициативы — и это, пожалуй, уникальный случай в современной российской региональной политике, где межсубъектные интеграционные проекты, как правило, встречают холодное отношение соседей. «Наши регионы объединяет могучий Енисей, мощная энергетика, передовое алюминиевое производство, растущая угольная промышленность, единая транспортная сеть. Самое главное с точки зрения успешного экономического союза, что по этим направлениям мы не конкурируем, а дополняем друг друга. Объединив усилия власти и бизнеса в реализации знаковых инвестиционных проектов, наши регионы станут сильнее и успешнее», — заявил глава Хакасии Виктор Зимин.

Карьер «Восточный» Олимпиадинского месторождения. На предприятиях красноярской бизнес-единицы «По- люса» — крупнейшего золотодобытчика России — по итогам 2017 года произведено 50 тонн золота. Новый автомобильный мост, построенный в рамках проекта Енисейской Сибири, позволит нарастить объемы промышлен- ного производства в Северо-Енисейском районе края 77-04.jpg ПРЕСС-СЛУЖБА КОМПАНИИ ПОЛЮС
Карьер «Восточный» Олимпиадинского месторождения. На предприятиях красноярской бизнес-единицы «По- люса» — крупнейшего золотодобытчика России — по итогам 2017 года произведено 50 тонн золота. Новый автомобильный мост, построенный в рамках проекта Енисейской Сибири, позволит нарастить объемы промышлен- ного производства в Северо-Енисейском районе края
ПРЕСС-СЛУЖБА КОМПАНИИ ПОЛЮС

Глава Тывы Шолбан Кара-оол увидел в проекте не только экономические, но и социальные аспекты: например, по его словам, благодаря строительству нового терминала аэропорта Красноярск и развитию регионального авиационного сообщения жителям Тывы будут более доступны услуги крупнейших высокотехнологичных медицинских центров Красноярска. «Идея Александра Викторовича по поводу создания Енисейской Сибири имеет очень глубокий смысл. Я благодарен ему за такую инициативу и приложу все усилия, чтобы Тыва была равноправным партнером в этом проекте», — заявил Кара-оол.

Сейчас правительство региона намерено, во-первых, организовать содержательное обсуждение проекта на ближайшем Красноярском экономическом форуме (КЭФ) и, во-вторых, наладить конструктивное взаимодействие в проработке проекта «Енисейская Сибирь» с федеральными министерствами и ведомствами. В результате реализации проекта макрорегион получит новый инфраструктурный и производственный каркас — от Северного морского пути до границы с Монголией. «Обустройство северных портов Хатанга и Игарка как части инфраструктуры Северного морского пути, мост через Енисей у поселка Высокогорский и сеть автомобильных дорог, авиационный хаб Емельяново — Черемшанка с якорной компанией Nord Star, железнодорожная магистраль Курагино — Кызыл — Элегест с перспективой выхода на Монголию и Китай, — перечисляет составляющие проекта Валерий Ефимов. — Все это будет важным для повышения связности и динамичности внутреннего рынка (товаров, услуг, кадров и так далее). А снятие административных барьеров и развитие транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры приведет к увеличению внутреннего спроса, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, в том числе за счет развития крупных и средних городских агломераций в Красноярске, Абакане, Ачинске и других территориях».

 77-05.jpg