Все идет к тому, что грандиозный международный проект создания окололунной орбитальной станции Lunar Orbital Platform — Gateway (LOP) будет реализован без участия России. На заседании экспертной группы в Хьюстоне по вопросам спецификации оборудования для будущей станции делегация США стала жестко настаивать на использовании исключительно американских технологических стандартов. Но для нашей страны это неприемлемо.
Не секрет, что российское космическое оборудование практически во всем отличается от того, что делают в США. Например, на МКС в наших модулях применяется система электропитания, рассчитанная на 28 вольт, а в американских — на 120 вольт. Химические компоненты, на которых основаны внутренние и наружные системы терморегуляции российских и американских сегментов станции, тоже разные. У нас это изооктан и триол, у американцев — вода и аммиак. Наконец, у российских и американских производителей различаются даже интерфейсы электрических кабелей и информационных систем.
На первый взгляд все эти нюансы вроде бы не должны стать непреодолимым препятствием для международного партнерства при создании LOP. В конце концов, на МКС все это оборудование исправно работает, а значит, технологическая возможность совместить различные системы для будущей окололунной станции есть. Заметим, что вопрос стандартов при создании LOP едва ли не самый важный во всем этом проекте. Именно от него зависит, кто и у кого будет покупать технологии и компоненты для строительства своих сегментов станции. Еще на предыдущем заседании экспертной группы по LOP в Токио директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев предложил компромиссный вариант — использовать не общие стандарты, а общие интерфейсы. Это позволило бы совместить модули станции различных производителей, при этом каждый из них мог бы использовать собственные инженерные решения в своих блоках. Проблема, однако, в том, что американцы ничего этого делать не хотят. «На переговорах они всякий раз подчеркивали, что NASA — лидер этого проекта, а потому все правила игры будут задавать США», — заявил журналистам представитель ракетно-космической отрасли. Если учесть, что все остальные партнеры по программе LOP, Канада, Япония и ЕС, все свое космическое оборудование производят по американским стандартам, то вопрос их тотального использования в LOP можно считать решенным. Таким образом, России придется либо полностью перестроить свою космическую промышленность, либо приобретать для своих сегментов американские подсистемы и технологии. Но оба варианта на практике не осуществимы, прежде всего из-за отсутствия средств. Глава «Роскосмоса» Игорь Комаров прекрасно знал, что финансирование строительства российских сегментов LOP в нынешней Федеральной космической программе до 2025 года не предусмотрено. Тем не менее осенью прошлого года он все-таки подписал соглашение с NASA об участии России в этом проекте. Предполагалось, что наша страна создаст шлюзовую камеру будущей окололунной станции для выхода экипажей в открытый космос, обитаемый модуль, а также системы жизнеобеспечения. «На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны и Марса», — говорил Комаров. При этом элементы новой станции предполагалось приспособить к выводу в космос как на американской сверхтяжелой ракете SLS, так и на российских носителях «Протон» и «Ангара», а потом, возможно, и на новой сверхтяжелой ракете «Энергия-3В». Но где госкорпорация собиралась получить на это деньги? Вот что по этому поводу говорил сам глава «Роскосмоса»: «Мы надеемся представить важную и интересную программу, докажем ее необходимость, обеспечим финансирование. У нас есть надежда найти внешние источники, но основная задача — получить государственное финансирование».
На самом деле, вполне возможно, весь расчет был на то, что Россия сможет договориться с США по проекту LOP примерно так же, как в свое время это было с МКС. Напомним, тогда в обмен на крупные поставки самолетов Boeing в Россию (зачастую без уплаты таможенных пошлин) наши предприятия получили от американцев заказ на строительство первого модуля «Заря» для МКС. Он числится сейчас частью американского сегмента этой станции, но находится в пользовании России. Косвенно в пользу этой версии свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ, в которых прямо говорится, что российская РКК «Энергия» предложила создать шлюзовой модуль для LOP за счет США или ЕС. Вот только сейчас провернуть такую сделку уже невозможно.
Во-первых, вместительные западные самолеты и так уже давно ввозятся в Россию без уплаты таможенных пошлин. А во-вторых, за прошедшие два десятка лет США разработали и освоили все необходимые технологии создания орбитальных станций и пилотируемых кораблей, а значит, с технологической точки зрения просто не нуждаются в партнерстве с нами.
Как заявил глава подразделения NASA по пилотируемым программам Уильям Герстенмайер, у США уже есть почти все, что нужно для создания LOP и ее эксплуатации. Например, новая сверхтяжелая ракета SLS, которая сможет вывести на орбиту до 130 тонн полезной нагрузки, полетит уже в нынешнем году. А в 2022–2025-м на трех таких ракетах NASA планирует вывести на орбиту Луны три своих модуля LOP. В ходе первого старта на окололунную орбиту будет доставлена мощная двигательная установка, которая одновременно станет первым модулем. При этом миссия четырех астронавтов продлится не более трех недель. В ходе второго запуска планируется отправить жилой модуль весом 41 тонну, а во время третьего — материально-технический. На этом развертывание окололунной станции в базовой конфигурации завершится. А ее дальнейшее развитие предполагается отдать на откуп частным компаниям. Как оно будет происходить, тоже, в общем, известно. В NASA не раз говорили, что LOP должна стать форпостом для полетов к Марсу и в дальний космос. При этом окололунная станция, в отличие от МКС, не будет постоянно обитаемой — астронавты планируют посещать ее лишь эпизодически. Заметим, что пилотируемые корабли для этих целей в США уже созданы, причем целых три модели — Dragon V2 компании SpaceX, Orion корпорации Lockheed Martin и CST-100 Starliner корпорации Boeing. Первый из них полетит в беспилотном режиме в августе нынешнего года, последний — в ноябре. Что же касается Orion, то он уже летал без пилотов четыре года назад, а с экипажем полетит на орбиту Луны в 2021-м. Но это еще не всё. Для полета астронавтов во всех этих кораблях, а также для работы в открытом космосе американцы создают специальные спасательные скафандры MACES, которые разрабатываются на базе скафандров ACES использовавшихся экипажами шаттлов. США требуют, чтобы наши космонавты на LOP использовали их вместо российских «Орланов». И объясняется это не тем, что продукция США лучше или надежнее, а тем, что держать на небольшой станции два разных комплекта нерационально.
Но скафандры, пожалуй, единственное, что у нас есть для LOP. Ни лунных пилотируемых кораблей, ни сверхтяжелой ракеты для доставки на лунную орбиту модулей будущей станции у нас как не было, так и нет. Наш многоразовый пилотируемый корабль «Федерация» в лучшем случае будет готов к 2024 году, а ракета «Энергия-3В» — не ранее 2028-го. И то при самом благоприятном развитии событий и щедром бюджетном финансировании. Таким образом, если российский модуль для LOP все-таки будет изготовлен, то полетит он на американской ракете. Впрочем, скорее всего, до этого дело не дойдет. «Новая станция будет полностью находиться под контролем США. Никаких двух центров управления полетами в Хьюстоне и Королеве, как сейчас происходит при работе МКС, уже не потребуется. Безусловно, какие-то подрядные работы у России могут быть заказаны: американцы — люди прагматичные, и им важно, что другие страны тоже внесли свой финансовый вклад. Но все они будут играть второстепенную роль, даже если проект и будет объявлен международным», — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Но на это не согласна уже наша страна. Как заявил теперь уже бывший вице-премьер России Дмитрий Рогозин, «кооперация с США была бы очень хороша, но не любой ценой — мы точно не пойдем в подмастерья». Не секрет, что американцы намеревались получить российские разработки шлюзового модуля со всей проектно-технической документацией заплатив за это менее 20 млн долларов, но получили отказ. Более того, чтобы пресечь несанкционированные контракты в этой области, правительство России поручило двум госкорпорациям, включая «Роскосмос», ввести временный запрет на подписание юридически обязывающих документов с иностранными компаниями из государств, которые ввели санкции против России. Таким образом, наша страна фактически вышла из проекта LOP и предоставила американцам возможность развивать его своими силами. По словам Рогозина, «мы точно не будем вести никаких переговоров, чтобы навязываться к американцам в партнеры». Что же касается освоения Россией Луны, то в 2019 году к ней отправится малый посадочный модуль «Луна-25», который будет опускаться на поверхность и, как ожидается, войдет в слой лунного грунта. Наконец, после 2025 года предполагается построить и автоматическую станцию, которая будет работать на орбите Луны. Правда, ее функциональность даже бессмысленно сравнивать с американской LOP.