Череда майских выходных дней оставила практически незамеченной обнародованную Банком России оценку сомнительных банковских операций. По итогам 2017 года они составили 422 млрд рублей, из которых три четверти пришлось на обналичивание денежных средств, остальное — вывод средств за рубеж.
Согласно опубликованным ЦБ данным, обналичивание денежных средств осуществлялось в прошлом году преимущественно через выдачи со счетов и карт физлиц (47% общей суммы), через выдачи на прочие цели и по платежным картам юрлиц (41%), еще 5% обналички пришлось на ИП. Среди операций по выводу денежных средств за рубеж в 2017 году преобладало авансирование импорта товаров (24%), переводы по сделкам с услугами (22%), а также переводы по исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов (20%).
Предполагается, что мониторинг и публикация подобных оценок станет регулярной.
Общий масштаб обнальных операций составляет по итогам прошлого года лишь 4,12% среднегодовой наличной денежной массы, что кажется весьма умеренным показателем. Стоимость обналички, по имеющимся оценкам, достигает сегодня 15–20% суммы против 6–8% десять лет назад.
Впервые достоянием публики сделал оценки сомнительных операций экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев. За два дня до истечения срока своих полномочий в июне 2013 года он предал гласности шокирующую информацию о незаконных финансовых операциях, которые удалось выявить его подчиненным. Центробанк тогда обнаружил сеть из более тысячи фирм-однодневок, через которые с нарушением налогового и валютного законодательства из страны было выведено как минимум 760 млрд рублей; обналичено с нарушением законодательства как минимум 21 млрд рублей. Правда, срок, за который были совершены эти проводки, глава регулятора не указал.