Судя по косвенным признакам, в апреле принципиального изменения производственной активности по сравнению с предшествующим месяцем не произошло, отмечает ЦМАКП в регулярном мониторинге конъюнктуры.
Объем электропотребления в экономике, отражающий производственную активность наиболее электроемких потребителей, в апреле остался на уровне предшествующего месяца (с учетом сезонного и температурного факторов).
Среднесуточный объем погрузки грузов на железнодорожном транспорте в части экспортно-сырьевых товаров в апреле несколько увеличился (на 0,5% с учетом сезонного фактора). В то же время, по данным ЦМАКП, перевозки строительных грузов, отражающие текущую интенсивность строительства, несколько сократились (на 0,4%), причем если в марте их сильный провал еще мог быть объяснен аномально неблагоприятными погодными условиями, то отсутствие восстановления в апреле в условиях нормализации погоды — признак сохранения кризисного состояния сектора.
Согласно индексу менеджеров по закупкам PMI для обрабатывающих отраслей, улучшение конъюнктуры в начале второго квартала несколько ускорилось. Индекс в апреле вырос до 51,3 после 50,6 в марте (значение выше 50 означает улучшение ситуации). Это пока недотягивает до среднемесячного значения в 2017 году (52,0), но заметно выше уровня 2016-го (50,6) и особенно остро кризисного 2015 года (48,7).
В первом квартале продолжилось посткризисное восстановление объемов российской внешней торговли. И экспорт, и импорт прибавили порядка 20% к объемам годичной давности, положительное сальдо торгового баланса превысило 42 млрд долларов. При этом наблюдалось ослабление рубля (на 5,9% в реальном выражении к первому кварталу 2017-го), что не сказалось сколько-нибудь значимо на динамике импорта. Эксперты РАНХиГС предполагают, что такая ситуация была связана с длительным предшествующим периодом укрепления рубля и наличием лагов между заключением импортных контрактов и поставкой товаров.
Увеличение профицита счета текущих операций сопровождалось ростом дефицита финансового счета, который в первом квартале составил 8,2 млрд долларов (против 11,7 млрд в первом квартале 2017-го). Чистый вывоз капитала банками и предприятиями за первый квартал 2018-го оказался равен 13,4 млрд долларов, сократившись на 18,3% по сравнению с первым кварталом 2017-го.
Динамика оттока капитала в существенной степени определялась операциями небанковского сектора. В частности, чистый вывоз капитала предприятиями за первый квартал составил 12,5 млрд долларов, тогда как год назад в первом квартале наблюдался приток капитала в размере 1,2 млрд долларов.
Чистый вывоз капитала банками за первый квартал составил лишь 0,9 млрд долларов, тогда как в первом квартале 2017-го этот показатель достиг 17,6 млрд долларов. Отток капитала из банковского сектора был связан в основном со снижением внешних обязательств (минус 1,7 млрд долларов в первом квартале 2018 года против минус 3,9 млрд в первом квартале 2017-го).
Негативные ожидания инвесторов также сказались на состоянии рынка облигаций федерального займа (ОФЗ). Так, в первом квартале наблюдалось существенное снижение вложений нерезидентов в обязательства федеральных органов управления (один миллиард долларов в первом квартале 2018-го против 4,4 млрд в первом квартале 2017 года).
В соответствии с данными платежного баланса увеличение международных резервных активов за первый квартал достигло 19,3 млрд долларов (11,3 млрд в первом квартале 2017-го), что обусловлено как покупкой Минфином РФ иностранной валюты на сумму около 700,3 млрд рублей на внутреннем валютном рынке в рамках бюджетного правила, так и погашением валютной задолженности банковского сектора перед ЦБ РФ в размере 4,5 млрд долларов.
Средняя розничная цена бензина на АЗС к концу апреля выросла на 0,4%, до 40,43 рубля за литр, следует из данных Росстата. Заметный рост идет третью неделю подряд, до этого он не превышал 0,2%, а до мартовских президентских выборов и вовсе был стабильным. Как отмечает Росстат, литр АИ-92 в среднем по России стоил к концу апреля 38,65 рубля, АИ-95 — 41,65 рубля. Дизельное топливо подорожало на 0,4%, до 41,6 рубля за литр. В целом с начала года бензин подорожал на 1,8%, дизтопливо — на 2,7%, что существенно превышает темпы роста потребительских цен (1,2%).
Биржевые цены на моторное топливо по-прежнему на максимуме: АИ-92 стоит свыше 50 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — около 51 тыс. рублей. Одним из ключевых факторов, влияющих на цены, является рост акцизов на топливо. В этом году акцизы вырастут дважды — по 0,5 рубля на литр с 1 января и 1 июля, в результате чего бюджет дополнительно должен получить около 40 млрд рублей. Более того, именно акцизы должны будут использоваться правительством в ближайшие годы как средство наполнения дефицитных бюджетов регионов.