«Ростех» добавляет 3D-печать

14 мая 2018, 00:00

Аддитивные технологии позволят повысить эффективность двигателей, выпускаемых ОДК
Читайте Monocle.ru в

Госкорпорация «Ростех» продолжает внедрять на своих предприятиях аддитивные технологии (АТ). Центр аддитивных технологий (ЦАТ) создается на территории АО «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышева» (ММП), одной из ведущих авиадвигателестроительных компаний России. Помимо ММП в создании ЦАТ участвуют компании авиационного кластера «Ростеха»: Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Вертолеты России», концерн «Радиоэлектронные технологии» и холдинг «Технодинамика», объединяющий более трех десятков предприятий — производителей систем и агрегатов воздушных судов.

АТ позволяют производить детали значительно быстрее и дешевле, чем при традиционной обработке, а использование принципиально иных методов проектирования дает возможность уменьшать количество деталей и их вес. Для авиадвигателестроения это очень важно — поставлена цель создать двигатель с отношением тяги к весу 20 к 1. Это примерно в два раза эффективнее сегодняшних авиадвиагателей. Без использования АТ достичь такого соотношения будет невозможно.

ОДК планирует применять АТ при серийном производстве перспективных российских газотурбинных двигателей, которые будут сертифицированы в 2025–2030 годах. Как ранее рассказывал «Эксперту» заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, ожидается, что детали, изготовленные по методу АТ, будут составлять до 20% в массе двигателя. Но уже сегодня, по словам Юрия Шмотина, в ОДК методом АТ изготавливается порядка трех тонн деталей в год. Локальный центр АТ действует на рыбинском «Сатурне», входящем в ОДК. Он специализируется на изготовлении деталей для газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения методами послойного синтеза.

Предполагается, что основной продукцией ЦАТ на базе ММП им. В. В. Чернышева станут детали, прошедшие опытно-конструкторские работы на предприятиях «Ростеха». Они будут изготавливаться из титана, кобальт-хрома, нержавеющей стали, инконеля и алюминия. Первая опытная партия может быть выпущена уже в следующем году.

Кроме того, в периметре «Ростеха» на базе Всероссийского института легких сплавов создан и действует Инжиниринговый центр аддитивных технологий (ИЦ АТ). Его главная задача — выявление потребностей в использовании АТ на предприятиях «Ростеха», подготовка предложений по применению конкретных технологий, материалов и оборудования, их адаптация под конкретного заказчика и внедрение готовых решений «под ключ» с последующим обслуживанием. При этом потребителями услуг ИЦ АТ могут стать не только предприятия «Ростеха», но и другие участники рынка, заинтересованные в применении аддитивных технологий в своем производстве.