Мурманский порт: новые задачи на арктическом горизонте

Иван Калиниченко
21 мая 2018, 00:00

Мурманский торговый порт обладает возможностью перевалки любых грузов, в том числе негабаритных и тяжеловесных, и является незаменимым транспортным узлом для дальнейшего освоения Арктики

Читайте Monocle.ru в

Мурманский морской торговый порт (ПАО ММТП) — крупнейшая стивидорная компания российской Арктики. Порт был основан в 1915 году и положил начало городу Мурманску. Дальнейшее развитие ММТП определяется усилиями по обеспечению экологически чистой перевалки угля и становлением Мурманска как транспортно-логистического узла для освоения арктических природных ресурсов и превращения региона в один из драйверов роста национальной экономики.

 115-01.jpg

Защитить природу и не потерять грузооборот

Мурманский торговый порт имеет для России стратегическое значение. Незамерзающая гавань в Заполярье дает возможность осуществлять круглогодичную обработку грузов без дорогостоящей ледокольной проводки.

К слову, именно порт стал одной из главных причин того, что в 1938 году Мурманская область была выделена в самостоятельный регион.

Подходные глубины, причалы и современное перегрузочное оборудование позволяют обслуживать здесь суда класса Panamax и Capesize и переваливать любые виды генеральных и навалочных грузов.

В настоящее время грузы приходят на причалы ММТП или отправляются с них в адрес российских портов, расположенных на арктическом побережье, а также в гавани стран Западной Европы, Средиземноморья и Африки. В среднем ММТП обрабатывает за год около 300 судов и свыше 250 тыс. вагонов, в 2017 году его грузооборот составил 15,6 млн тонн.

Будучи частью логистического дивизиона СУЭК, крупнейшей российской угледобывающей компании, порт обеспечен грузовой базой, значительная часть которой сегодня состоит из экспортной угольной продукции. Это накладывает на предприятие серьезные обязательства, ведь уголь — довольно сложный вид груза и при работе с ним ММТП прикладывает огромные усилия для профилактики пыления.

Специалисты порта изучили опыт 15 крупнейших угольных терминалов мира и разработали собственную стратегию применения технологий, которые позволяют снизить нагрузку на окружающую среду, чтобы она удовлетворяла действующим мировым стандартам.

Первым шагом стало внедрение стационарной системы пылеподавления на основе туманообразующих пушек — устройств, которые создают водяную завесу, препятствуя пылеобразованию. Кроме того, по заказу порта отечественные специалисты разработали специальный состав для противодействия ветровой эрозии — им покрывают грузы, складированные на открытых площадках. Склады порта окружены железобетонными ограждениями высотой шесть метров. Протяженность такого защитного периметра составляет более двух километров. Вскоре его дополнит уникальный пылеветрозащитный экран высотой 20 метров. Монтаж свайных конструкций для этого гигантского сооружения уже начался.

В 2017 году в комплекс мероприятий по защите окружающей среды ММТП инвестировал 722 млн рублей, экологический бюджет на 2018 год составляет уже почти 1,2 млрд рублей.

Продуманная экологическая политика порта стала одним из важнейших факторов, позволивших Мурманской области в 2017 году оказаться на высокой шестой позиции в «Экологическом рейтинге субъектов РФ», который составляется общественной организацией «Зеленый патруль».

 

Ставка на Арктику

 

Несмотря на преимущественно угольную специализацию, ММТП продолжает оставаться универсальным портом и имеет возможность обрабатывать альтернативные виды грузов исходя из рыночных реалий.

Техническое перевооружение предприятия идет с упором на эффективные инновационные решения. Парк техники пополняется новыми погрузчиками и гидравлическими перегружателями, а также портальными кранами с грейферами увеличенного объема. В 2017 году инвестиционная программа ММТП составила 1,3 млрд рублей.

Такая универсальность — мощное подспорье для российских корпораций, выполняющих поручения руководства страны по освоению арктического региона. Обустройство месторождений, создание транспортной инфраструктуры в необжитых районах с суровыми климатическими условиями требует перевалочных мощностей, способных обрабатывать, среди прочего, грузы со строительной техникой и оборудованием, трубами, железобетонными изделиями и металлоконструкциями.

По расчетам Министерства транспорта РФ, в период до 2025 года грузопоток по Северному морскому пути вырастет ориентировочно до 80 млн тонн (по итогам 2017 года он составил 9,9 млн тонн, увеличившись за последние пять лет в втрое). Президент России Владимир Путин поставил задачу сделать Севморпуть полноценной, то есть обустроенной и безопасной, глобальной водной артерией, которая может быть использована для транзитных перевозок между Азией и Европой.

По словам генерального директора ММТП Александра Масько, благодаря планам освоения Арктики перед Мурманской областью и Мурманским морским торговым портом открываются большие перспективы.