«Привлекать инвестиции в наш край сложно, но возможно», — констатировал в одном из недавних интервью губернатор Алтайского края Александр Карлин. Регион, который действительно не имеет традиционных для нашей страны драйверов экономического развития (прежде всего природных ресурсов, предприятий крупнейших корпорацией и т. д.), тем не менее показывает темпы экономического роста, превышающие как сибирские, так и подчас общероссийские показатели. Эти данные напрямую корреспондируют с федеральными рейтингами, свидетельствующими о целенаправленном снятии бюрократических барьеров и формировании в регионе конкретных и понятных предложений для инвесторов.
Позитивные изменения
По итогам 2017 года в экономику Алтайского края привлечено 84,2 млрд рублей инвестиций, прирост по сравнению с 2016 годом составил 10,3%. Для сравнения: в Сибирском федеральном округе инвестиции выросли на 0,3%, по России в целом — на 4,4%. При этом восходящая динамика практически равномерно зафиксирована в основных секторах экономики (в том числе в сельском хозяйстве — прирост на 10,3%), а в прорывных для Алтайского края отраслях прирост подчас кратный. Так, в энергетике инвестиции выросли в 1,7 раза, в обрабатывающих производствах — в 1,4 раза.
Примечательно, что это прирост органический, и в некотором смысле «капитальный». Например, на строительство промышленных зданий и сооружений пошло 36,2% всех инвестиций, на приобретение основных фондов (машин и оборудования) — 42,4%, на строительство жилья — 17%. В целом равномерно инвестиции распределены и по отраслям экономики: обрабатывающие производства — почти 20%, сельское хозяйство — 11,6%, транспорт и логистика — 14,3%, энергетика — 13,2%.
Позитивную динамику Алтайский край показывает и в федеральных рейтингах, оценивающих качество регионального управления. Так, в конце декабря прошлого года на заседании Госсовета РФ было констатировано, что Алтайский край лидирует по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса в Сибири и занимает 24-е место в общероссийском зачете. В Национальном рейтинге инвестиционного климата регион в 2017 году поднялся сразу на 20 позиций, заняв 29-е место в стране. «Эксперт РА» в своем рейтинге инвестиционно привлекательных регионов поставило Алтайский край на 27-е место по уровню инвестиционного риска (улучшение позиций на пять пунктов по сравнению с показателями 2016 года) и на 26-е по уровню инвестиционного потенциала. По национальной шкале агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг региона — АА (rus).
«Наша задача — закрепить эту тенденцию и предложить инвесторам максимально комфортные условия в рамках наших полномочий: современное законодательное обеспечение инвестиционной деятельности, новые виды финансовой поддержки инвесторов, подготовленные инвестиционные площадки, простые и понятные формы взаимодействия бизнеса и государства», — отмечает губернатор Александр Карлин.
В Алтайском крае в августе 2017 года утверждены девять «дорожных карт» по внедрению 12 целевых моделей обеспечения благоприятного инвестиционного климата. В документах обозначено более 320 мероприятий, призванных упростить сроки и процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса, снизить административные барьеры. В частности, если в начале 2017 года только 8% услуг по государственной экспертизе проектной документации можно было получить в электронном виде, то к концу года — 100%. На 35% увеличилась доля регистрации прав на имущество (до 84,1%) через МФЦ, на 23% — доля услуг по постановке на кадастровый учет (88% при целевых 70%).
«Все целевые индикаторы и “дорожные карты” имеют контрольные точки, которые будут служить для нас этапами достижения тех или иных целей. Отмечу, что при этом мы стремимся обеспечивать полную публичность наших мероприятий. Опыт регионального минстроя, который реализовывает свои мероприятия с широким общественным контролем и резонансом, показывают свою эффективность», — констатирует заместитель председателя правительства Алтайского края, министр экономического развития Николай Чиняков.
Территории опережающего развития
Еще одно приоритетное направление развития региона — формирование точек роста на территории моногородов. Здесь за два года достигнут существенный прогресс: если в июле 2016 года Алтайский край только подписал соглашение о сотрудничестве с Фондом развития моногородов, то в начале 2018-го было подписано постановление правительства РФ о предоставлении этим территориям статуса территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). К официальному закреплению за двумя городами региона «особого» статуса были разработаны «дорожные карты» их развития, команды моногородов прошли обучение на базе РАНХиГС и бизнес-школы «Сколково», а в конце 2017 года одному из потенциальных резидентов этих территорий — ООО «Русская кожа Алтай» — Фонд развития моногородов выделил льготный заем в размере 640 млн рублей.
ТОСЭР — это прежде всего существенные льготы для компаний, которые планируют развивать свой бизнес на «особых» территориях. Так, размер выплат в социальные фонды снижен для резидентов ТОСЭР до 7,6%, для них вводят льготы при уплате налога на прибыль в течение пяти лет, а также действует нулевая ставка налога на имущество. Кроме того, резидентам доступны льготные схемы привлечения финансирования проектов через Фонд развития моногородов и другие виды господдержки. «Все эти меры в совокупности будут иметь кумулятивный эффект и обеспечат этим моногородам возможность стать эпицентрами инвестиций. Мы стремимся максимально использовать данный инструмент в целях развития названных монопрофильных образований. Наши внутренние и инорегиональные инвесторы внимательно оценивают происходящие в регионах процессы, связанные с созданием таких территорий», — полагает Александр Карлин.
Уже сейчас в целом понятны якорные инвесторы ТОСЭР в Заринске и Новоалтайске. В первом случае речь идет о создании кожевенного завода компанией «Русская кожа Алтай» (его стоимость 1,6 млрд рублей, будет создано 144 новых рабочих места), строительстве комбината по производству березовой фанеры АО «Сибирские фанерный комбинат» (500 млн рублей инвестиций и не менее 100 новых рабочих мест). Во втором случае это строительство маслосырзавода (ООО «Покровская сыроварня»), производственного предприятия по производству станков (ООО «Эталон») и т. д. «Важно подчеркнуть, что инвестиции — это не только деньги, — подчеркивает губернатор. — Например, в 2018 году мы должны сдать в эксплуатацию крупное кожевенное производство в Заринске — ООО “Русская кожа Алтай”, стоимость проекта — 1,6 миллиарда рублей. Привлечены инвестиции, в том числе из Фонда моногородов, банковские кредиты. Мы считаем этот проект очень важным, потому что он даст не только рабочие места моногороду, в котором сейчас базируется только ОАО “Алтай-Кокс”, но и поможет региону решить проблему утилизации шкур крупного рогатого скота, коз и свиней. Сейчас часть шкур просто выбрасывают, а после ввода завода в эксплуатацию из них будут шить продукцию. Так мы сэкономим на их утилизации и улучшим экологическую обстановку».
Предварительные соглашения по реализации 12 проектов в ТОСЭР предполагают инвестиции в размере нескольких миллиардов рублей; кроме того, министерство экономического развития региона имеет в портфеле 11 заявок от потенциальных резидентов с общим объемом инвестиций порядка трех миллиардов рублей и готово не только оперативно рассматривать новые инвестиционные предложения, но и обеспечивать комплексное сопровождение заявок инвесторов, заинтересованных в реализации проектов в ТОСЭР. Наличие инвестиционных площадок, широкий инструментарий региональной государственной финансовой поддержки позволяет потенциальному резиденту ТОСЭР сформировать наиболее интересные и выгодные инвестиционные условия.
«Предстоит серьезная системная работа не только минэкономразвития, но и других профильных министерств и ведомств, а также администраций муниципалитетов Заринска и Новоалтайска, чтобы полностью раскрыть потенциал территорий опережающего развития. Мы надеемся, что в период, пока такой статус будет сохраняться за моногородами, в этих населенных пунктах будут реализованы крупные проекты. Речь идет о создании не менее двух тысяч новых рабочих мест, организации производств по новой технологии», — отмечает Александр Карлин.
Отработанные технологии
«Моногорода — это две из четырех особых территорий, за которыми закреплены режимы преференций для ведения бизнеса, — напоминает Николай Чиняков. — Кроме них у нас развивается наукоград Бийск и особая экономическая зона туристско-рекреационного типа “Бирюзовая Катунь”. Мы сегодня не просто приглашаем инвесторов в Алтайский край. Мы им предлагаем достаточно внятную и широкую линейку мер государственной поддержки».
Таким образом, в деле развития тех же моногородов Алтайский край имеет существенный опыт, отработанный на других территориях, деятельность на которых также построена по кластерному или проектному принципу. И такая практика показала свою эффективность — например, та же ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» сейчас единственная реально работающая «особая» туристическая зона в России. ОЭЗ ежегодно посещают более 350 тыс. человек, общий объем инвестиций — более 6,8 млрд рублей бюджетных и частных средств.
В туристической отрасли регион планирует развивать федеральные системы «особых территорий» собственными инициативными проектами. В частности, кластерный подход заложен в программу развития туризма в Алтайском крае, согласно которой будут созданы 11 туристических кластеров. «Кластерный подход — мощный инструмент развития отдельно взятых туристских территорий, так как предполагает сосредоточение в рамках ограниченной местности предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В основе системы региональных кластеров лежит выделение территорий с наиболее ярко выраженными конкурентными туристскими преимуществами края — это уникальный природно-бальнеологический потенциал, ценные лечебные ресурсы, разнообразие флоры и фауны и прочее», — комментирует Николай Чиняков.
Таким образом, речь фактически идет об использовании уже отработанных технологий точечного подхода для развития территорий и на локальном уровне. Важно, что эти точки роста дают кумулятивный эффект: работая над развитием одной территории, край получает технологию для системного улучшения своей инвестиционной привлекательности.