Во всем виноват Мнучин

21 мая 2018, 00:00

ZUMA\TASS АВТОР: PATRICIO MURPH
Читайте Monocle.ru в

Наметились признаки консенсуса Минфина и Банка России по вопросу смягчения правил репатриации валютной выручки экспортеров. Финансовое ведомство в январе подготовило поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривающие отмену требования полного возврата в Россию экспортной выручки как в рублях, так и в иностранной валюте. Первоначально ЦБ жестко оппонировал этой инициативе, считая, что ее реализация послужит для резидентов стимулом сохранять и использовать свои денежные средства за пределами нашей страны, а не возвращать их и вкладывать в экономику России.

Последовавшее в апреле расширение круга российских компаний, которые попали в список самых жестких санкций США, подразумевающих фактически невозможность для них осуществлять расчеты в долларах, Ильинка использовала как повод для усиления аргументации своей позиции. «Очевидно, что компании, которые подпали под санкции, не смогут исполнить требования валютного контроля», — заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

Юрист компании «КСК Групп» Станислав Ляпцев 07-01c.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «КСК ГРУПП»
Юрист компании «КСК Групп» Станислав Ляпцев
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «КСК ГРУПП»

И вот, кажется, появились признаки сближения позиций Минфина и ЦБ. «В Банке России рассматривают возможность поддержать инициативу об отмене взимания штрафов за нерепатриацию валютной выручки для тех компаний, которые подпали под введенные Западом санкции», — заявил на прошлой неделе зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.
Более подробно мы решили обсудить тему с экспертом, юристом компании «КСК Групп» Станиславом Ляпцевым.

— Каков действующий порядок репатриации экспортной выручки для российских компаний?

— Обязанность репатриации валютной выручки закреплена в статье 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»; в ней указано, что резиденты обязаны обеспечить: получение от нерезидентов валюты за переданные товары / оказанные услуги и так далее; возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентом за неоказанные услуги / неввезенный товар и так далее; получение валюты на счета в Российской Федерации от займов нерезидентов. Санкции за нарушение доходят до ста процентов невозвращенной суммы. Кроме того, нарушение в крупном и особо крупном размере влечет уголовную ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы. Обязательная продажа части валютной выручки существовала в России до 2006 года. На данный момент инструкция ЦБ по-прежнему в силе, но ставка необходимой к продаже суммы составляет ноль процентов.

— Каков международный опыт дизайна требований о репатриации валютной выручки, скажем в странах ОЭСР и в Китае?

— В развитых странах репатриация отменена или необязательна для большинства сделок. В развивающихся странах, напротив, существуют жесткие валютные ограничения, контроль за внешнеторговыми сделками и обязанность продажи всей валютной выручки или ее части.

США и страны Европы практически не имеют валютных ограничений и требований о репатриации валютной выручки, они предпочитают заключать соглашения об обмене налоговой информацией и информацией о движении средств по международным счетам, договоры о либерализации валютного законодательства — к ним, например, относится Римский договор 1957 года.

Китай ужесточил законодательство в 2017 году, после того как в 2016-м 762 миллиарда долларов было выведено за пределы страны. На данный момент там действует жесткое требование о сроке в 90 дней для репатриации экспортной выручки, причем продаже подлежит сто процентов выручки. Лимит наличных валютно-обменных операций составляет 50 тысяч долларов на одно физлицо в год.

В Индии законодательство еще строже: открытие счетов в иностранной валюте или владение ими возможно только с помощью уполномоченного представителя, репатриация обязательна и подлежит строгому контролю, сто процентов выручки продается.

— Непонятно, каким образом разрешение не репатриировать выручку, номинированную в долларах, может помочь подсанкционным компаниям. Ведь фигуранты списка SDN лишаются возможности осуществлять любые расчеты в долларах, независимо от того, являются их платежные контрагенты резидентами РФ или нерезидентами. Не могли бы вы прояснить этот вопрос?

— Минфин подготовил проект о либерализации валютного законодательства, в котором предполагается не штрафовать за просрочку репатриации меньше 30 дней, а сами штрафы существенно снизить. Для компаний, подпавших под санкции, требование о репатриации предлагается отменить, поскольку при текущем законодательстве они обязаны репатриировать выручку, что невозможно из-за наступления санкций.

Однако остается неясным, каким окажется конкретный круг компаний, которым разрешат не репатриировать выручку: будет он состоять из напрямую подпавших под санкции либо из подпавших в связи с участием санкционных компаний в их структуре? Кроме того, реализация предложенной Минфином инициативы не решает основную проблему —невозможность распоряжаться активами на зарубежных счетах санкционных компаний.