«Булава» спасет «Борей»

28 мая 2018, 00:00
ТАСС
«Булава» наконец-то доработана

Московский институт теплотехники (МИТ) наконец может праздновать победу. Его детище — многострадальная твердотопливная морская МБР «Булава» — доказала свою эффективность и теперь уже точно стала полноценной боевой операционной системой, причем без всяких оговорок. Впервые в новейшей истории России стратегическая атомная подлодка «Юрий Долгорукий», находясь в акватории Белого моря, успешно запустила из подводного положения в одном залпе сразу четыре новые «Булавы». И все они, штатно отработав на всех этапах траектории полета, поразили заданные цели на полигоне Кура на Камчатке. Это событие имеет поистине грандиозное значение как для нашего ВМФ, так и для безопасности страны.

Дело в том, что испытания новой ракеты долгое время шли крайне тяжело. Из 31 известного нам запуска «Булавы», включая последние, почти треть завершилась провалом. То ракета взрывалась на первых минутах полета, то сразу после отделения первой ступени, выписывая при этом гигантские круги в небе Арктики (которые жители Норвегии принимали за нашествие НЛО), то все-таки долетала до полигона, но не могла поразить цель — механизм разведения боевых блоков часто давал сбой. Последнее означает, что в условиях войны никакого взрыва не произошло бы. Причины неудач искали долго и тщательно, но безуспешно. Сначала считалось, что все они происходят из-за некачественной сборки ракет на Воткинском заводе, потом вину возложили на некондиционные материалы некоторых элементов корпуса ракет, а также на то, что «слишком мало уделяется внимания наземной отработке изделия». Боялись говорить только об одном — о конструкторской ошибке. А она вполне могла иметь место, так как в целях экономии конструкторы МИТ на начальном этапе опытно-конструкторских работ, по некоторым данным, решили заменить отдельные глубоководные стендовые испытания обычными математическими расчетами.

Так это или нет, сейчас сказать уже невозможно. Но ясно, что такую ракету нельзя было иметь на вооружении, она не укрепляла нашу ядерную триаду, а создавала в ней невосполнимую брешь. И это лишь полбеды. Не секрет, что именно под «Булаву» создается целая серия новых атомных РПКСН четвертого поколения проекта «Борей-А». Три такие подлодки — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — уже вошли в состав нашего ВМФ и успешно несут боевое дежурство. Четвертая — «Князь Владимир» — проходит государственные испытания. А еще четыре «Борея» в разной степени готовности находятся в цехах «Севмаша». Более того, к постройке запланировано еще шесть таких же АПЛ, которые должны быть построены после 2023 года. Надо ли говорить, что без «Булавы» (а каждая подлодка несет 16 таких ракет) все эти корабли не более чем груда сверхдорогого металлолома.

Но время и конструкторы в конце концов доказали: ничего непоправимого не произошло. Начиная с 2014 года благодаря усилиям команды разработчиков из МИТ и ГРЦ им. В. П. Макеева эффективность «Булавы» резко возросла. Во время предпоследнего залпа из двух ракет в 2016 году лишь одна «Булава» отклонилась от цели и самоликвидировалась, тогда как вторая долетела до Камчатки и поразила цель. Но нынешний успешный залп ясно свидетельствует, что эта так называемая особенность полностью устранена и впредь не повторится. Или, по крайней мере, наши конструкторы знают, как ее исправить, и работают над этим.

Пожалуй, единственный негативный момент во всей этой истории заключается в том, что на фоне успеха «Булавы» разработку новой стратегической АПЛ уже пятого поколения проекта «Хаски» наши военные скорее всего отложат на период после 2025 года. Известно, что эти подлодки должны были получить не только новые гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», но и новые морские МБР, которые должны прийти на смену «Булаве». Однако раз последняя наконец обрела долгожданную надежность, то форсировать проект «Хаски» наш ВМФ почти наверняка не станет. Вместо этого можно ожидать реанимации проекта «Борей-Б» — это все те же РПКСН типа «Борей-А», только с новыми водометными движителями и новым оборудованием. Они считались слишком дорогими и не были включены в только что принятую госпрограмму вооружений до 2027 года. Но на самом деле военные не понимали, зачем им нужна модернизированная подлодка, если ее основное оружие нуждается в доработке.