Банк ВТБ продал более трети принадлежащих ему акций ритейлера «Магнит». Покупатель — инвестиционная компания Marathon Group. Теперь ей принадлежит 11,81% акций «Магнита», а у ВТБ осталось 17,29%. Сделка прошла всего через три месяца после того, как ВТБ выкупил свой пакет у основателя «Магнита» Сергея Галицкого, вызвавшего недовольство акционеров отказом от выплаты дивидендов в 2018 году, что стало, по их мнению, результатом неэффективного руководства сетью. Например, в вину команде Галицкого ставилось беспорядочное расширение сети вплоть до «каннибализации», когда магазины «Магнита» появлялись буквально друг напротив друга.
На самом деле в последнее время «Магнит» активно демонстрирует намерения изменить прежние подходы к управлению. Недавно он решил все-таки выплатить дивиденды инвесторам.
Компания привлекла весьма успешных менеджеров — выходцев из конкурирующей сети X5 Retail Group. Так, исполнительным директором «Магнита» стала Ольга Наумова, экс-директор аналогичной «Магниту» по формату сети «Пятерочка», входящей в X5 Retail. Ее заместителем и операционным директором назначен Артем Смоленский, работавший в операционных службах той же «Пятерочки» вплоть до начала этого года. А на пост вновь созданной в «Магните» дирекции по персоналу пришла Татьяна Князева, бывший директор по управлению персоналом X5 Retail. «Это звезды в отрасли, — комментирует Элвис Марламов. — Когда в начале 2014 года они пришли в X5 Retail, это сразу сказалось на капитализации и показателях роста. Галицкий ходил героем, все аналитики им восторгались, а эти ребята его победили. То есть они знают слабые места “Магнита” и могут их устранить». Заметим, что в 2017 году X5 Retail обогнала «Магнит» по выручке, а в начале 2018-го и по капитализации. Очевидным первым шагом с их стороны, по мнению Элвиса Марламова, станет освобождение сети от неэффективных торговых точек. Не исключено, что сеть станет более гибкой в ассортиментной и ценовой политике. Так, на недавней пресс-конференции гендиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан заявил, что сеть намерена адаптировать предложение под сегодняшние потребности покупателей. «Мы пытаемся продавать то, что им нужно, а не то, что нам бы хотелось им продать», — заявил он.
Что касается ВТБ, то как финансовый инвестор, продав часть акций с прибылью, банк сохраняет свои обязательства по выводу «Магнита» в новую нишу. В начале года был подписан меморандум о стратегическом партнерстве между ВТБ, «Магнитом» и «Почтой России». Предполагалось, что в почтовых отделениях откроются магазины, при этом «Магнит» и «Почта России» объединят логистику. И уже в июне откроются пилотные почтовые точки «Магнита» — небольшие, с ассортиментом товаров длительного хранения — в нескольких областях России. А почта, обслуживающая интернет-торговлю, намерена дозагружать своими грузами транспорт «Магнита». Сначала на международных маршрутах, а в ближайшее время ВТБ профинансирует создание 40 логистических центров «Почты России»; вместе с таким же количеством логистических центров «Магнита» система логистики стратегических партнеров станет одной из самых масштабных в России, способной играть лидирующую роль в организации товарных потоков в стране.