На полях главных событий

28 мая 2018, 00:00

Диалог с Францией был, пожалуй, одним из самых интересных событий Петербургского экономического форума. Президент Эммануэль Макрон, кажется, становится главным европейцем, противостоящим изоляции России на европейском континенте, что позволяет Франции сменить Германию в качестве европейского центра. На форуме эта позиция французского президента была подкреплена довольно активным участием французского бизнеса.

Другим ярким событием форума стала сделка по продаже сети «Магнит» инвестиционному фонду Marathon Group. Сумма сделки не оглашается, но, по биржевым оценкам пакета, речь может идти о миллиарде долларов. Происходящая на фоне активного обновления менеджмента крупнейшей продовольственной сети России, да еще и на фоне ее активного сотрудничества с «Почтой России», и всего через полтора месяца после выхода из «Магнита» основателя сети Сергея Галицкого, эта сделка, как и обновленная Франция, — яркая примета времени. Исподволь начинается новая волна перераспределения собственности. Качественные активы будут менять своих владельцев, часто проходя перед этим через государственные и окологосударственные структуры.

Следующее по яркости событие — спор вокруг того, как будет финансироваться рост инвестиций в инфраструктуру. Из дискуссий, которые шли на форуме по этому поводу практически все дни, ясно только то, что задача найти деньги на инвестиции Владимиром Путинымё поставлена твердо, а вот ответа на нее у исполнителей пока нет.

Потенциальных вариантов несколько. Первый — поднять налоги. Второй — поднять норму отчислений от нефтяной выручки. Третий — привлечь иностранные деньги. Четвертый — сделать эмиссию ЦБ в пользу инфраструктурных облигаций. Пятый — привлечь свободные частные деньги.

Самый безобидный с экономической точки зрения вариант — сделать эмиссию ЦБ, раскрутить рынок и на этом рычаге привлечь частные деньги. Этот вариант, судя по всему, даже не обсуждается, а зря. Именно он дал бы быстрый и максимальный с точки зрения роста эффект.

Иностранные деньги, конечно, всплывали в дискуссиях, но как-то вяло. Кажется, многие уже почувствовали, что иностранцы не подтянутся, пока Россия не начнет инвестировать сама.

Осталось два варианта. «Нагнуть» нефтяников. Но по общему тону дискуссии было понятно, что нефтяники этого не допустят. И тогда остался только один вариант — поднять налоги. Об этом говорили очень уклончиво. Но, судя по всему, главный обсуждаемый вариант — повышение НДС или НДФЛ при одновременном снижении страховых взносов либо их аналога. Однако при неравноценном снижении, иначе какой в этом смысл? Кроме того, явно планируется добиться эффективного налогообложения индивидуальных предпринимателей и максимально вывести этот бизнес из серой зоны.

Трудно оценить реакцию экономики на ужесточение налогового бремени, даже на фоне ожидания крупных инвестиций в инфраструктуру. Можно, конечно, предположить, что строительство дорог и прочей инфраструктуры породит огромный внутренний спрос и это будет раскручивать маховик роста, или что строительство оной со временем приведет к снижению себестоимости производства и логистики в России. Или что новая логистика откроет перед нами рынок Азии и подтолкнет экспорт. Но это будет не сразу, а вот налоги поднимутся сразу. И вполне могут остановить наш очень вялый рост.

Особенно же обидно ожидать этого роста налогов вместе со словами о том, что национально важные проекты получат финансовую поддержку государства. А некоторые уже ее получают, попав в обстоятельства американских санкций. И нельзя исключить, что, наблюдая за этими диалогами властей, рядовой российский бизнесмен из глубинки (куда, согласно логике Макрона, не протягивается Европа) думает, как бы и ему, если уж не удается стать национально важным, как обновленный «Магнит», то хотя бы попасть под американские санкции.

Но кто его, такого маленького, из-за океана заметит?