На прошлой неделе вышло постановление правительства «Об определении в Дальневосточном федеральном округе мест убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров», подготовленное Минвостокразвития России. На первый взгляд этот шаг должен способствовать тому, чтобы собранный лом перерабатывался внутри страны. Однако фактически введение административных ограничений приведет к тому, что на огромной территории установится монополия единственно возможного покупателя металлолома — завода «Амурметалл».
Федеральная антимонопольная служба России отмечает недопустимость появления монополиста в регионе и заявляет, что подобное постановление нанесет значительный ущерб всей отрасли. «Объем потребления организации в 2012–2015 годах не превышал 650 тыс. тонн в год, в 2016–2017 годах — 140 тыс. тонн и 78 тыс. тонн соответственно. Объем экспорта товара из Дальневосточного федерального округа в 2012–2017 годах составлял от 767 тыс. до 1101 тыс. тонн», — отмечает ФАС.
Кроме того, эксперты предупреждают, что вследствие ограничения экспорта лома его заготовка упадет как минимум в два раза, так как произойдет резкое падение цен из-за монополизации рынка. Годовой сбор лома в Дальневосточном регионе превышает 1,5 млн тонн, а «Амурметаллу» на этой территории требуется всего 0,7 млн тонн. Таким потенциальным покупателям лома, как «Евраз» и ММК, вывозить сырье из региона слишком дорого: железнодорожные тарифы на перевозку очень высоки, а расстояния — огромны.
В конце концов, от подобных административных ограничений пострадает и сам выгодоприобретатель.
В прошлом «Амурметалл» был печально известен на рынке как трижды банкрот, регулярно задерживающий оплату ломозаготовителям. В долгосрочной перспективе невозможно заставлять поставлять лом по ценам ниже затрат, поэтому люди просто уйдут из этого бизнеса, и завод «Амурметалл» сам в результате останется без сырья.
Результатом подобных ограничений станут также сокращение сбора лома и наполнение им несанкционированных свалок, что приведет к серьезному экологическому ущербу. В России сегодня уже более 110 тыс. несанкционированных свалок, на которых захоронено более 250 млн тонн металлов.
В то же время падение рынка приведет к драматическим социальным последствиям. В ДФО исчезнет порядка четырех тысяч рабочих мест у ломозаготовителей, пострадают и самые малообеспеченные слои населения: 40 тыс. ломосдатчиков останутся без единственного источника дохода.
По мнению специалистов, ограничение экспорта лома противоречит и тем условиям, на которых Россия вступила в ВТО, поэтому может вызвать волну компенсационных и других ограничительных мер на внешних рынках металлопродукции. При этом ограничение на международных рынках, вероятнее всего, затронет все российские металлургические компании.
Ассоциация «РУСЛОМ.КОМ» 26 апреля 2018 года уже обращалась с открытым письмом к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой не подписывать постановление. В качестве возможных решений проблемы ассоциация предлагала ввести систему добровольного квотирования. При условии своевременной оплаты и рыночных цен на металлолом ломозаготовители готовы согласовать объемы, которые позволят полностью обеспечить «Амурметалл» необходимым сырьем. Стоит отметить, что российский горно-металлургический холдинг «Металлоинвест» готов помочь «Амурметаллу». Лебединский ГОК, входящий в «Металлоинвест», производит горячебрикетированное железо (ГБЖ). Это сырье в электросталеплавильном производстве служит присадкой к металлолому, чтобы получить более качественный металлопрокат. По словам директора по маркетингу «Металлоинвеста» Шухрата Нишанова, ГБЖ может заменить 30–35% требующегося «Амурметаллу» лома, что составляет не менее 200 тыс. тонн.
В заключение — риторический вопрос: почему чиновники вмешиваются там, где их не просят? Рынок на то и рынок, чтобы его участники, которые являются профессионалами, могли регулировать его сами, без участия государства. На рынке вторсырья на долю вторичных металлов по стоимости в мире приходится 67%, а в России — 89%. От того, что происходит сегодня в отрасли, зависит как будущее экологии в России, так и возможность предотвращения тысяч техногенных аварий в год.