В августе 2018 года Сбербанк и Национальный расчетный депозитарий (НРД) проведут эксперимент по запуску ICO в регулятивной «песочнице» ЦБ. С помощью Сбербанка ICO проведет компания Level One — действующий лекторий в Москве. Токены лектория будут учитываться в НРД, а Sberbank CIB выступит организатором выпуска и крупным инвестором проекта.
В Сбербанке и НРД считают, что продвижение ICO поможет привлечь институциональных инвесторов в экономику, а участие таких уважаемых институтов сократит риски в подобных проектах. «Многие клиенты Sberbank CIB проявляют интерес к этому способу привлечения финансирования, и мы намерены активно продвигать эту услугу после вступления в силу соответствующего законодательства, выступая одним из драйверов институционализации и популяризации этого вида транзакций», — говорит Игорь Буланцев, старший вице-президент Сбербанка, руководитель Sberbank CIB. «Наша конечная цель — создание фундаментальной основы для развития цифровой экономики в стране и появление нового класса активов для инвесторов, а также экосистем для ICO и обращения цифровых активов на вторичном рынке», — вторит ему Эдди Астанин, председатель правления НРД.
Рынок ICO очень привлекателен для российских компаний: только в 2017 году, по разным оценкам, с его помощью удалось собрать от четырех до шести миллиардов долларов. Отдельные проекты собирают значительные суммы в несколько миллионов долларов, но их потребности редко настолько масштабны, чаще всего это небольшие стартапы, которым нужны средства на разработку прототипа. Однако все больше среди ICO появляется откровенно мошеннических схем, когда организаторы проектов скрываются сразу после окончания сбора денег.
На днях Госдума РФ приняла в первом чтении три законопроекта по регулированию цифровых финансовых инструментов. Они определили, что токен — актив, который предлагает компания-эмитент, а цифровой актив, частным случаем которого является биткойн, — это имущество. Что же до регулирования и обращения этих активов и токенов, то разрабатывать нормативные акты будет ЦБ, законы тут являются рамочными документами.
Очевидно, что в Сбербанке и НРД рассчитывают, что эксперимент произойдет уже после легализации цифровых продуктов в России. Странно, что при этом компании не учитывают серьезных рисков, сопровождающих ICO. Видимо, Сбербанк и НРД предполагают, что смогут выстроить инфраструктуру для ICO и спокойно зарабатывать на этом как посредники, а также, заручившись поддержкой ЦБ, сумеют нивелировать риски мошенничества. Однако вряд ли они учитывают, что ICO — это венчур, инвестиции в который сопряжены с высочайшими рисками невозврата. Недаром на ICO выходят те, кто не может привлечь финансирование на традиционном фондовом рынке, — не имеет прототипа продукта, реальных активов, не говоря уже об истории компании. И если что-то пойдет не так, даже организаторам таких крипторазмещений может быть нанесен репутационный урон.