Резкий рост цен на бензин в России стал первым серьезным вызовом для кабинета министров. По информации Росстата, если 28 апреля средняя потребительская цена топлива составляла 40,43 рубля за литр, то уже к 14 мая она возросла до 41,28 рубля (то есть более чем на два процента всего за две недели). И это при том, что в 2017 году средняя цена бензина составляла 36,37 рубля за литр, дизельного топлива — 36,88 рубля. Такой резкий рост цен на бензин вылился в явное недовольство граждан и бизнеса.
В результате вновь сформированное правительство было вынуждено принимать экстренные меры, проблема докатилась до профильного вице-премьера Дмитрия Козака. На прошлой неделе он провел совещание с крупнейшими нефтяными компаниями относительно ситуации на рынке нефтепродуктов. Чиновники и нефтяники договорились сдержать рост цен на топливо. Взамен кабинет обещал нефтяным компаниям с начала июня снизить акцизы на три тысячи и две тысячи рублей за тонну бензина и дизтоплива соответственно. Напомним, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин экологического класса 5 составляла 11,2 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо — 7665 рублей за тонну. Хотя при оптовой цене топлива около 50 тыс. рублей за тонну (с учетом акциза) снижение акциза на две-три тысячи рублей — лишь символичный жест. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого проданного литра топлива увеличивается из года в год и сейчас составляет 65–70%. Исходя из этих цифр чистая себестоимость бензина для нефтяников, включающая в себя стоимость добычи нефти, ее переработки, доставки, амортизации и прибыли, — 14–15 рублей за литр. Обычная вода в продуктовом магазине стоит дороже.
Сейчас компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на экспорт, а не поставлять их на внутренний рынок. По мнению члена комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустама Танкаева, увеличение объемов экспорта и снижение поставок на внутренний рынок связано прежде всего со сложившейся системой налогообложения. Она снижает рентабельность переработки для продажи топлива внутри России. А что касается таможенных пошлин, то они, вместо того чтобы защищать наш рынок от роста цен, только способствуют этому росту. Если в 2014 году пошлина на вывоз бензина составляла 360 евро за тонну, то сейчас — 36 евро за тонну, то есть в десять раз ниже.
Такое изменение пошлин — результат проводимого в стране налогового маневра: правительство повышает НДПИ и снижает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. «Если еще несколько лет назад нефтеперерабатывающие заводы работали с маржей порядка десяти процентов, то сегодня благодаря так называемому налоговому маневру доходность переработки не просто обнулилась, а ушла в глубокий минус. По заводам, расположенным в европейской части страны, убыток составляет порядка 17 процентов. Поэтому, если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило налоги на заводы», — говорит директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев.
В результате в какой-то момент бензин стало выгоднее продавать на экспорт, нежели реализовать его внутри страны. По оценкам экспертов, на сегодняшний день премия при поставках за рубеж по сравнению с продажами на внутреннем рынке составляет в среднем 5990 рублей на тонну для АИ-92 и 5390 рублей — для дизеля.
Экспорт топлива буквально взорвался. Суммарный рост экспортных поставок автобензинов «Евро-5» всеми участниками рынка с начала года вырос на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А внутренний рынок столкнулся с дефицитом высококачественного топлива. По данным ЦДУ ТЭК, в период с января по май у частных компаний экспорт топлива вырос в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: у «ЛУКойла» — на 244%, у ТАИФа — на 773%. У компаний с госучастием, напротив, рост минимальный: у «Роснефти» — 4,8%, у «Газпром нефти» — 5,6%. В этой динамике сыграло свою роль и подорожание топлива в Европе, связанное с ростом цен на нефть с 65 долларов за баррель в январе примерно до 80 долларов в мае.
Еще один фактор связан с тем, что исторически многие регионы РФ, не имея своей нефтепереработки, завозили топливо от соседей, в том числе из-за границы. Это было выгодно. Но после роста цен на нефть и нефтепродукты импорт топлива в Россию обнулился, что оказало дополнительное влияние на рынок. Хотя рост объемов производства автомобильных бензинов в целом по стране в первом квартале 2018 года относительно первого квартала прошлого года составил 412 тыс. тонн, что значительно превысило прирост объемов потребления на внутреннем рынке (плюс 197 тыс. тонн). Таким образом, основная причина роста цен на бензин, скорее всего, лежит в плоскости рентабельности нефтепереработки.
В конце недели «Роснефть» выступила с целым рядом предложений по купированию роста цен на бензин. «В числе наших предложений — временное ограничение экспорта топлива, за исключением тех объемов, которые законтрактованы по долгосрочным межправительственным соглашениям, на срок до момента стабилизации рынка», — рассказал пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев. — Но основное предложение — ликвидировать ту фискальную модель, которая привела к приоритету экспорта бензина и дизельного топлива над поставками на внутренний рынок». Третье предложение заключается во введении обратных акцизов для заводов в тех регионах, где сегодня дорогая логистика поставок топлива на внутренний рынок, что фактически означает снижение налоговой нагрузки для заводов. Рустам Танкаев считает, что для изменения ситуации с ценами на бензин необходимо, кроме всего прочего, стимулировать укрепление рубля.