Во вторник сообщили, что в Киеве тремя выстрелами в спину убит активный антироссийский блогер и российский гражданин Бабченко. Вот фотография: он лежит ничком в луже крови с тремя тёмными пятнами на рубашке. Кто убил? Кремль, конечно, — кто же ещё. Так, в унисон с сетевыми единомышленниками покойного, сразу заявили и высокие украинские персоны: премьер-министр высказался прямо («русская тоталитарная машина не простила ему честности и принципиальности»), а министр иностранных дел только намекнул («у нас есть веские причины»), зато уж прямо с трибуны Совбеза ООН. А в среду там же, в Киеве, случилась пресс-конференция: к репортёрам в сопровождении главы СБУ и генпрокурора Украины вышел невредимый Бабченко. Они рассказали, что во вторник было никакое не убийство, а инсценировка — спецоперация, сорвавшая планы спецслужб России по убийству и блогера, и ещё тридцати человек. Всё — за тридцать же тысяч долларов. Публика, в первую минуту ощутившая естественное облегчение: ну слава Богу, убийства не было, — уже со второй минуты начала неостановимо смеяться.
Потому что это повторение дела Скрипаля для бедных оказалось смешным во всех своих немногочисленных подробностях. (Много-то подробностей у настоящих историй, у придуманных — ровно столько, сколько сумели придумать; тут сумели совсем мало.) Британцы-то со своим «отравлением в Солсбери» вели себя умнее: стояли со строгими лицами и цедили сквозь зубы, что «есть сведения»; желающие могли верить. Эти же пустились выкладывать свои нехитрые заготовки на стол, гордясь их гениальностью. И мы услышали, что не только киллер (расстрига, активист «Правого сектора») сам пришёл в СБУ, но и нанимавший его организатор убийства (директор предприятия, поставлявшего украинской армии оптику для снайперских винтовок) тоже давно находится под контролем СБУ… В суде организатор заявил, будто к нему обратился человек, в «приватном фонде Путина» отвечающий «за Украину и теракты»… От такого даже у очень желающих верить с души воротит. Нет, завтра нам могут рассказать и ещё что-нибудь, но уровень завтрашних добавлений предопределён уже сказанным и едва ли поддастся заметному повышению. Киевские деятели, оскорбляясь неодобрительной международной реакцией на свой спектакль, восклицают: а что, не надо было спасать Бабченко, надо было дать его убить на самом деле?! Не надо было такую бездарную липу показывать.
Соратники фальшивого покойника публикуют встревоженные тексты: Аркадий, у нас к тебе и к твоим спасителям из СБУ есть вопросы! Что сама совокупность этих вопросов складывается в ясный ответ: мы видели не спецоперацию по спасению жизни злосчастного блогера, а пошлую провокацию, — соратники, конечно же, замечать не хотят. Приятно отметить, как выгодно обсуждаемая провокация отличается от провокации со Скрипалём: следствием той оказались дополнительные санкции, наложенные на Россию, из этой пока последовал только конфуз, новые же санкции как-то не очень вероятны.
Зато от этого фарса возможна и настоящая польза (помимо того, что такого количества удачных шуток за один вечер, сколько просыпалось после упомянутой пресс-конференции, я как-то даже и припомнить не могу). Начнём с неочевидного. Над президентом Порошенко, показательно обласкавшим чудом спасённого блогера, сейчас смеются и на самой Украине. А смешной главнокомандующий не самое удачное вводное для начала активной атаки на Донбасс; по приказу так явно промахнувшегося Акелы под огонь могут попросту не пойти. А это значит, что грозящая в ближайшие недели война сделала сейчас шаг назад, пусть и небольшой. Ещё одно благоприятное следствие наблюдённого спектакля отметили уже многие. Недоумение и даже негодование на Западе объясняется не самой глупостью показанного миру спектакля, а тем, как этот спектакль убийственно, разоблачительно похож на прошедшие с куда большим успехом такие же фейковые представления про покушение на Скрипаля, применение химического оружия в Гуте и проч. Западные медиа привычно запели новость про убитого Бабченко на привычный мотив «во всём виновата Россия», но тут же были вынуждены самым непривычным образом извиняться перед читателем. Предыдущим фейковым обвинениям нанесён тем самым серьёзный урон, который теперь не скоро забудется. А уж вместе с прозвучавшим почти одновременно отказом Малайзии признать убедительными представленные до сих пор доказательства вины Москвы в крушении «Боинга» MH17 («Нельзя просто взять и показать пальцем на Россию») вышел настоящий подарок российской стороне в нынешнем противостоянии.
А мне бы хотелось получить от этой истории и ещё одну пользу. На мой взгляд, Украина занимает несуразно большое место в нашем информационном пространстве. В топ-пятёрке новостей «Яндекса» редко бывает меньше двух, касающихся юго-западного соседа, а случается и три, и четыре. Зачем столько? Или вот политические ток-шоу на ТВ. Мне не раз умные люди советовали их смотреть: мол, дают полезный материал для анализа. Я больше минуты не выдерживаю, очень уж там кричат, но иногда одним глазком заглядываю. И ей-богу, всегда не про Трампа, так про Украину. Ладно ещё Трамп — как-никак, лидер единственной сверхдержавы; про соседей почему? Наиболее вероятной мне кажется такая гипотеза: на их фоне мы сами смотримся куда как выигрышно. Но вот Порошенко окрестил фарс с Бабченко днём рождения украинской нации: «Это день рождения для всей большой сорокапятимиллионной нации, потому что она чрезвычайно классно сдала экзамен, экзамен на государственность». Согласитесь: смотреться выигрышно на таком фоне как-то уже просто неспортивно. Так может, сократим разговоры про Украину — хоть на половину? хоть на треть? Ведь сколько наших внутренних тем не получают достойного обсуждения! Взять хоть нынешние денежные дискуссии вокруг майского указа: бюджетное правило, налоги, пенсии… Принято говорить, что для широкой публики это слишком сложно, а я отвечу: чепуха. Если подавать эту тематику с привычными для теперешних ток-шоу шумом и яростью («Козёл в очках!» — «Сам неуч!» — «Врёшь!» — «Сам врёшь!»), публику за уши не оттащишь. А со временем и понимать что-то начнут в собственной экономике, а не в рейтингах никому и низачем здесь не нужного Порошенко.