Предприятия повышают отпускные цены

4 июня 2018, 00:00

Федеральный бюджет в первом квартале сведен с профицитом Бюджетное правило для Минфина священно

Читайте Monocle.ru в

Оперативные данные о состоянии российской промышленности показывают скромную позитивную динамику показателей спроса, которая при нулевом балансе оценок запасов готовой продукции позволила в мае оживить выпуск после провального апреля, говорится в материалах мониторинга конъюнктуры промышленности ИЭП им. Е. Т. Гайдара. Прогнозы спроса остаются около нулевой отметки, хотя планы выпуска по-прежнему демонстрируют желание предприятий вырваться из затяжной стагнации. Текущие объемы продаж устраивали в мае почти две трети (62%) предприятий.

В мае темп роста цен предприятий вновь увеличился, это происходит уже третий месяц подряд. «Обычно промышленность после традиционного январского скачка интенсивности роста цен начинает ее тормозить, порой до абсолютного сокращения цен в июне, — комментирует заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло. — Сейчас же ситуация обратная: за март–май темп роста цен прибавил 11 пунктов и вышел на трехлетний максимум. Более интенсивный рост цен наблюдался в последние годы только в начале 2015 года, когда экономика переваривала девальвацию декабря 2014-го».

Условия кредитования промышленности к маю ухудшились — только 65% предприятий считают их нормальными. В феврале этот показатель достигал 69%, что было его посткризисным максимумом. Однако майский уровень доступности кредитов находится в обычных для 2017–2018 годов пределах колебания показателя.

Средняя минимальная ставка, по которой банки предлагают кредиты российской промышленности, стабилизировалась в апреле–мае на уровне 11,8% годовых. Это значение — исторический минимум показателя за весь период его мониторинга с сентября 2009 года.

По оперативным данным Казначейства РФ, за первый квартал 2018 года доходы федерального бюджета выросли на 0,5 процентного пункта (п. п.) ВВП, или на 441,9 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это обусловлено ростом нефтегазовых поступлений на 341,8 млрд рублей, или на 0,9 п. п. ВВП, вследствие повышения цены нефти марки Urals с 52 до 65 долларов за баррель. Дополнительные нефтегазовые доходы бюджета за январь–март оцениваются экспертами РАНХиГС в сумму свыше 730 млрд рублей.

Ненефтегазовые доходы в первом квартале 2018-го оказались выше прошлогодних на 100 млрд рублей, но их отношение к ВВП снизилось на 0,4 п. п., до 9,9%. В результате в структуре доходов федерального бюджета произошли изменения в сторону увеличения нефтегазового компонента с 41,8% за первый квартал 2017 года до 45,6% за январь–март 2018-го.

Расходы федерального бюджета за первый квартал текущего года сократились относительно января–марта 2017-го как в номинальном выражении (на 154,5 млрд рублей), так и в долях ВВП (на 2,2 п. п., до 16,4% ВВП) за счет снижения непроцентных расходов. При этом расходы на здравоохранение и образование несколько выросли, а расходы на социальную политику, включая пенсионное обеспечение, серьезно сократились. Несколько уменьшились также бюджетные расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность. Это позволило достичь профицита бюджета в размере 1,8%.

Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) за январь–март 2018 года увеличился на 19,9 млрд рублей за счет курсовой переоценки. По состоянию на 1 апреля в ФНБ аккумулировано 65,9 млрд долларов. Напомним, что с 1 января текущего года Резервный фонд упразднен, а его остатки консолидированы в ФНБ.

В мае рубль вновь слегка ослаб в номинальном выражении по отношению к доллару США, и это на фоне нефтяного ралли: средняя цена российской экспортной смеси Urals в минувшем месяце достигла 74,86 долларов за баррель, что в полтора раза превышает уровни годичной давности и почти вдвое —цену отсечения действующего бюджетного правила. В результате рублевая оценка нефти поставила рекорд — 4685 рублей за баррель. Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета в текущем году оцениваются Минфином в круглую сумму порядка двух триллионов рублей. Однако руководство ведомства намерено ортодоксально следовать бюджетному правилу, запретив тратить эти бесплатные деньги, тогда как для формирования внутри бюджета Инфраструктурного фонда будут привлечены платные рыночные заимствования.