Проект Lugaport востребован российскими экспортерами

Алексей Буланов
4 июня 2018, 00:00

Недостаток портовой инфраструктуры ограничивает возможности России экспортировать зерновые. Новый зерновой и продовольственный терминал в Усть-Луге позволит пропускать шесть миллионов тонн зерна в год

ПРЕДОСТАВЛЕНО ГК «НОВОТРАНС»
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов (слева) и президент группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров обсуждают на ПМЭФ перспективы сотрудничества
Читайте Monocle.ru в

Группа компаний «Новотранс» разрабатывает инвестпроект строительства многофункционального транспортно-перевалочного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга (Ленинградская область). Проект Lugaport предусматривает создание терминалов по перевалке зерна, пищевых продуктов, а также трех причальных стенок для генеральных и сыпучих грузов. В конце мая инвестпроект был представлен на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Многие руководители регионов, экспортирующих зерно, заявили на форуме о необходимости сотрудничества с оператором проекта. В частности, заинтересованность выразил временно исполняющий обязанности губернатора Орловской области Андрей Клычков. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, в свою очередь, положительно отозвался о реализации такого масштабного проекта в регионе, отметив его важность с точки зрения развития экспортного потенциала страны в целом.

Одной из составных частей проекта Lugaport станет современный экспортный зерновой терминал мощностью 6 млн тонн в год. Он позволит открыть кратчайший путь в Европу для российской сельхозпродукции. А сейчас экспортные возможности транспортной инфраструктуры сдерживают амбиции отечественных аграриев. В 2017 году в России было собрано 137 млн тонн зерновых, из них 53 млн тонн — экспортный потенциал. Экспорт таких объемов требует создания новых транспортных возможностей.

Об этом говорится и в указе президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В документе, подписанном в мае этого года, глава государства обращает особое внимание на скорейшее увеличение мощностей морских портов. «К 2025 году экспортный потенциал сельскохозяйственной отрасли предстоит увеличить до 35 миллиардов долларов с сегодняшних 20,7 миллиарда. Для этого необходимо обеспечить развитие экспорта соответствующей логистикой, инфраструктурой. Важнейшими являются водные терминалы, — сказал официальный представитель Минсельхоза. — Необходимо увеличивать перевалочные мощности морских терминалов, где пока сохраняются инфраструктурные ограничения. Проект Lugaport — важный для развития агропромышленного комплекса. От слаженности работы всех участников цепочки движения сельхозпродукции на экспорт зависит степень присутствия России на мировом рынке».

«Сейчас в Северо-Западном регионе России нет специализированного зернового терминала. В то же время урожайность этих культур в стране растет. Формирование инновационной инфраструктуры морских портов, их развитие и интеграция в современные транспортные узлы — одни из главных задач “Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года”», — отметил генеральный директор ООО «Универсальный торговый терминал “Усть-Луга”» (оператор проекта) Алексей Жарков.

Еще один терминал будет предназначен для экспорта и импорта пищевых продуктов, в его состав войдут крытые напольные склады объемом 100 тыс. тонн. Планируется также построить три причальные стенки генеральных и навалочных грузов на импорт и экспорт.

В целом Lugaport будет включать в себя пять причалов для судов с осадкой до 15,5 метра класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize, а также систему дальних и ближних железнодорожных подходов. Оборудование терминалов будет самым передовым, а весь комплекс станет одним из самых экологически безопасных. Размер инвестиций составит 300–500 млн евро. Общий срок реализации проекта не должен превысить четырех-пяти лет.

«После создания терминала Lugaport и его выхода на проектную мощность МТП Усть-Луга уверенно войдет в тройку лидеров в Европе», — отметила гендиректор ОАО «Компания Усть-Луга» Виктория Федорова.

Инвесторы рассчитывают переключить на Усть-Лугу часть российского экспорта грузов, который идет сегодня через порты стран Балтии. Потенциальные возможности проекта положительно оценил и руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. По его словам, проект перспективный и его возможности, безусловно, будут востребованы российскими экспортерами.

Предпроектные проработки компоновки терминала Lugaport завершены в мае. «Специалисты ГТ “Морстрой” провели изыскательские работы на акватории будущего терминала. В сотрудничестве с “Ленгипротрансом” проведен расчет параметров и спланированы железнодорожные подходы к терминалу, смоделирована возможность выгрузки на терминале 1100 вагонов в сутки. На завершающем этапе находится разработка ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования. В июне планируется направить ее на согласование в Росморречфлот», — сообщил Алексей Жарков.