«Россия на сто процентов готова к проведению чемпионата», — подвел итоги семилетнего проекта по подготовке мундиаля главный футбольный чиновник планеты президент ФИФА Джанни Инфантино. Чемпионат мира по футболу — это не только грандиозное спортивное событие всемирного масштаба c телеаудиторией в три миллиарда человек, на которое приезжает до полутора миллионов иностранцев. Это гигантский инфраструктурный проект с бюджетом в 680 млрд рублей, который Россия смогла осуществить в условиях серьезного внешнеполитического давления и экономического кризиса.
Маршрутом болельщика: ни шага в сторону
Международные спортивные мегасобытия — уже привычный для России инструмент развития территорий. Под Олимпиаду-2014 был кардинально модернизирован Сочи, Казань смогла серьезно обновиться к Универсиаде-2013. В условиях дефицита местных бюджетов именно под такие события города получают финансирование из федеральной казны на развитие инфраструктуры. Поэтому, когда в конце 2010 года Россия получила право проведения чемпионата мира по футболу, это вызвало мощный всплеск лоббистских усилий губернаторов. У всех перед глазами стоял пример «золотого дождя» в полтора триллиона рублей, который обрушился на олимпийский Сочи. В итоге победу праздновали 11 городов. Не обошлось без странности: до сих пор непонятно, как 300-тысячный Саранск смог обойти конкурентов, в том числе миллионники Воронеж, Пермь и Уфу.
Первоначально правительство оценивало бюджет подготовки в 300 млрд рублей. Но регионы не стали скромничать и включили в списки проектов к чемпионату все то, о чем мечтали долгие годы: от новых линий метро до мостов и очистных сооружений. «Хотелок» набралось почти на 1,4 триллиона. Однако в стране уже разразился экономический кризис, и сочинский сценарий повторить не удалось. Правительственная комиссия почти год оптимизировала заявки регионов, и в результате общий бюджет был сокращен более чем в два раза. «В смете подготовки к чемпионату оставили только самое необходимое: аэропорты, стадионы, гостиницы, спортивные базы, дороги. Ни одного лишнего объекта», — констатировал в 2013 году вице-премьер Игорь Шувалов.
Большинство объектов программы подготовки к чемпионату концентрируется вокруг так называемого маршрута болельщика: аэропорт — дорога до города — центральная улица — стадион. То есть в порядок приводится в первую очередь то, что попадет на глаза гостям. Интересная, что в список обязательных проектов попали и больницы. Такое отступление от «маршрута болельщика» по-своему логично, учитывая агрессивность некоторых фанатов, в частности английских.
Общий бюджет подготовки к чемпионату в итоге составил 678 млрд рублей: 390 млрд из федерального бюджета, 92 млрд — из региональных, оставшиеся 196 млрд — частные деньги (тут в первую очередь речь идет о строительстве гостиниц).
Не повторить питерскую историю
Центральный элемент подготовки к чемпионату — строительство стадионов. Утвержденный Международной федерацией футбольных ассоциаций (ФИФА) план предполагал, что соревнования должны пройти на 12 аренах. Семь лет назад в стране не было ни одного футбольного стадиона, соответствующего правилам ФИФА для чемпионатов мира. Первым был построен стадион в Казани, еще в рамках подготовки к Универсиаде. Годом позже, к Олимпиаде, был введен в строй стадион «Фишт» в Сочи.
В 2014 году начал принимать футбольные матчи и новый столичный стадион «Спартак». Это единственный стадион чемпионата, построенный на частные деньги, — его профинансировал один из владельцев команды Леонид Федун. Теоретически государство могло снизить свои затраты на полтора десятка миллиардов, приняв в качестве одной из арен и частный стадион в Краснодаре, построенный владельцем одноименной команды Сергеем Галицким. Однако было принято решение, что для Краснодарского края два города, принимающих чемпионат, — это перебор. А от региона уже был заявлен Сочи.
Главный стадион чемпионата — столичные «Лужники» — подвергся тотальной реконструкции. От старого здания, построенного еще в середине 1950-х, в итоге сохранились только исторические внешние стены и крыша, все остальное было снесено и выстроено заново. В итоге «Лужники» стали чисто футбольным стадионом, а его вместительность уменьшилась с 89 до 81 тыс. человек. Стройка обошлась Москве в 24 млрд рублей.
Самая болезненной стала история стадиона «Зенит» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Сроки строительства многократно срывались, в итоге проект растянулся более чем на десять лет. Его бюджет за это время вырос в шесть с лишним раз. С проектом произошло, кажется, все плохое, что только могло: много раз менялись техническое задание, архитекторы и подрядчики, один раз даже пришлось демонтировать часть построенных конструкций. По словам губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, в итоге стадион обошелся городскому бюджету в астрономические 45 млрд рублей. В расчете на одно зрительское место это более 13 тыс. евро, тогда как средние показатели по Европе — 4–6 тыс. евро.
«Зенит-арена» в какой-то момент стала чуть ли не национальным символом коррупции и непрофессионализма. Справедливости ради надо сказать, что высокая стоимость стадиона частично объясняется крайне амбициозными и дорогостоящими проектными решениями, сложными климатическими условиями и «слабыми» питерскими грунтами. Большой стадион на 67 тыс. человек может превращаться в закрытый всесезонный спортивно-развлекательный центр за счет раздвижной крыши — такое решение «утяжелило» бюджет на 5 млрд рублей. Сложнейшая система искусственного климата и светомузыкальное оборудование для концертов — это еще 1,5 млрд рублей. Более чем в миллиард оценивается система выката футбольного поля со стадиона, для того чтобы на натуральную траву падали солнечные лучи.
Предстояло построить еще семь стадионов. История «Зенит-арены» дамокловым мечом висела над чиновниками, все боялись повторения долгостроя. Для контроля бюджетов и сроков строительства было принято несколько решений. Во-первых, была определена предельно допустимая стоимость возведения арены — 15 млрд рублей. Во-вторых, был назначен единый заказчик-застройщик на все эти стадионы — ФГУП «Спорт-Инжиниринг». Это унитарное предприятие выступило генпроектировщиком четырех других стадионов — в Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. В-третьих, управление проектами было упрощено за счет унификации. В качестве базы для архитектурных проектов использовались две концепции от иностранных архитектурных бюро, близких к ФИФА.
В итоге оставшиеся стройки прошли достаточно гладко. К концу 2017 года стадионы были построены не все, но уже весной «задержавшиеся» были сданы в эксплуатацию и на них прошли все необходимые по требованию ФИФА контрольные матчи. Бюджеты строек выросли, но с учетом курсовых скачков не критически — в среднем до 17–18 млрд рублей.
Наиболее проблемным до последнего времени считалась «Самара Арена», срок ее ввода несколько раз откладывался. В итоге контрольные матчи на ней прошли лишь в мае, при этом вокруг до сих пор не благоустроена территория. В этом проекте не обошлось без уголовных дел о хищении средств. Судами оброс и проект в Калининграде. В частности, Контрольно-ревизионная служба заподозрила, что песок, использовавшийся для подготовки площадки на болотистом острове, был ненадлежащего качества, а дренажную систему установили не полностью. Хищения на калининградских стройках (стадион и аэропорт Храброво), оцениваемые более чем в миллиард рублей, стали одними из эпизодов уголовного дела против арестованных в марте братьев Магомедовых.
Стадионы и «белые слоны»
Смогут ли новые спортивные арены быть драйверами развития города? Или превратятся в «белых слонов» — слишком большие и дорогие объекты, которые не только не приносят доходов, но и разоряют владельцев?
К вопросам размещения стадионов города подошли по-разному. В большинстве случаев были выбраны периферийные районы, куда за счет новых арен были подведены дороги и коммуникации. Это даст импульс развитию этих территорий. Яркий пример — Калининград, где новый стадион возведен на незастроенном Октябрьском острове недалеко от центра города. Это болотистое место, где не строили даже немцы во времена Кенигсберга. Калининградские чиновники посчитали, что «современные технологии позволяют строить где угодно, это лишь вопрос стоимости строительства. Октябрьский остров имеет огромный потенциал, город будет его застраивать лет пятьдесят». Для осушения острова и уплотнения грунта завезли более 360 тыс. грузовиков песка, пробурено 850 тыс. вертикальных дренажных скважин для отвода воды.
Интересное место было выбрано в Нижнем Новгороде — площадка в запущенной промышленной зоне на стрелке Волги, в центре города. Новая арена позволяет провести редевелопмент всей территории. Весьма амбициозное решение было принято в Ростове-на-Дону: стадион построили напротив города, на левом берегу Дона. Эти территории подтопляемые, требуют больших инвестиций в дренаж. Неочевидно, что в текущем экономическом положении город сможет развивать столь сложную и удаленную от центра территорию. На контрасте — «Екатеринбург-арена», которую решили расположить в центральной части города. Это удобно для болельщиков, но не позволяет использовать арену для развития новых территорий, так как окружающие районы уже плотно застроены.
Вопрос использования стадионов после чемпионата мира — самый острый. Конфликтность зашита в саму ситуацию: для чемпионатов мира или Олимпиад нужны большие арены, которые в «мирной» жизни трудно загрузить, часто они не востребованы. Практически после каждого спортивного мегасобытия остаются такие «белые слоны». Даже в Китае часть объектов пекинской Олимпиады не используются и медленно разрушаются. На Украине, в Польше и Португалии простаивают футбольные стадионы, оставшиеся после европейских чемпионатов.
«Разработанная по заказу правительства программа по наследию чемпионата утопична. Например, чтобы загрузить арены, предлагается организовать крайне плотный график концертов музыкальных звезд — чуть ли не ежемесячные выступления певицы Мадонны в Волгограде. Это несерьезно, — считает знакомый автора этой статьи, европейский консультант по управлению недвижимостью. — Спортивные объекты — самые сложные для получения дохода объекты. Надо было уже на стадии проектирования прописать реалистичные источники доходов и сценарии использования арен, заложить какие-то коммерческие площади. Но спортивные чиновники четыре года назад нас не слушали. Им было важно как можно быстрее и дешевле построить стадионы. А теперь и спросить не с кого. Федералы проектировали, а теперь стадионы на балансе регионов». Только в Самаре по заказу региональных властей стадион имеет серьезные коммерческие площади, пригодные для сдачи в аренду.
Средняя стоимость эксплуатации стадионов, построенных к чемпионату, оценивается приблизительно в 200–300 млн рублей в год. Сегодня речь идет не о том, что футбольные арены должны приносить доход. Регионам хотелось бы, чтобы они сами зарабатывали на эксплуатацию. При этом за счет спорта сделать это крайне сложно. Во-первых, в ряде городов (Калининград, Волгоград) нет футбольных команд, входящих в Премьер-лигу. А в Саранске и Сочи вообще некому играть на новых аренах, там нет даже команд из второй футбольной лиги — ФНЛ. Есть единичные оригинальные решения. Так, в Сочи переезжает играющая в ФНЛ команда «Динамо Санкт-Петербург», принадлежащая Борису Ротенбергу.
Во-вторых, билеты и абонементы на футбол в России в пять–десять раз дешевле, чем в Англии, Италии или Германии. Поднять цены не удастся из-за низких доходов населения. В-третьих, новые стадионы слишком велики для большинства городов. Пять лет назад предполагалось, что часть трибун можно будет убрать. Но сделать это удастся только для двух арен. Вместимость саранской «Мордовия Arena» после частичного демонтажа уменьшится с 45 до 30 тыс. мест. В Екатеринбурге будут разобраны временные трибуны из сборно-разборных конструкций, число зрительских мест уменьшится с 35 до 23 тысяч.
В-четвертых, футбольные арены трудно загрузить: команды проводят дома всего 15–25 матчей за год. Средняя посещаемость футбольных матчей в российской Премьер-лиге — 13 900 человек. В футбольных странах — Германии, Англии, Италии и Испании — этот показатель в среднем вдвое выше. Внушает оптимизм, что недавно построенные стадионы привлекли к себе внимание публики, на контрольных матчах на некоторых стадионах были аншлаги: горожане хотели своими глазами увидеть свежий объект. Но что будет после того, как фактор новизны сойдет на нет?
Правительство сегодня ставит задачу эффективного управления стадионами. Однако чрезмерных иллюзий быть не должно. Вот как видят ситуацию в «Спартаке», столичной команде с самой большой армией болельщиков в стране. «На строительство “Открытие Арены” потрачено 14,5 миллиарда рублей. По нашим расчетам, стадион не окупится никогда. Если в лучшую сторону изменится экономическая ситуация в стране, если у нас все стадионы будут заполняться на 90 процентов, а билеты будут стоить по 60 фунтов за средненькое место, как в Англии, — тогда возможна окупаемость лет через двадцать пять. Но за эти четверть века наверняка потребуется реконструкция, замена чего-нибудь. И все же арена может начать генерировать денежный поток. Выручка от продажи билетов должна составить 25–30 процентов дохода футбольного клуба», — откровенно делился нюансами экономики футбольного стадиона генеральный директор компании «Стадион “Спартак”» Андрей Федун.
Новые стадионы позволяют клубам начать привлечение болельщиков, развивать маркетинг и учиться зарабатывать, а не просить финансирование из региональных бюджетов. Но вряд ли в ближайшее время доходы от матчей повысятся. Понимая это, правительство уже выпустило шестилетнюю программу «О наследии чемпионата». Расходы на эксплуатацию стадионов будут частично профинансированы из федерального бюджета. Налогоплательщиком это обойдется в 13 млрд рублей.
Авиатерминалы, метро и дороги
Модернизации транспортной инфраструктуры оказалась даже дороже возведения стадионов. Стоимость федеральной подпрограммы «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры» программы подготовки к проведению ЧМ-2018, утвержденной пять лет назад, — 353 млрд рублей.
К чемпионату мира была проведена масштабная модернизация аэропортов. На их строительство и реконструкцию бюджет выделил 117 млрд рублей. Практически в каждом городе чемпионата был заново построен или реконструирован авиатерминал.
Особняком стоит проект строительства нового аэропорта в Ростове-на-Дону. «Ростовский аэропорт Платов — это первый с времен СССР аэропорт, построенный с нуля», — говорит управляющий партнер ГК «Спектрум» Владимир Иванов. Пропускная способность нового аэропорта — пять миллионов пассажиров в год, в перспективе она может увеличиться до 12 млн. Стоимость строительства составила 47 млрд рублей, из которых 19 млрд вложил холдинг «Аэропорты регионов».
Существенно обновился и аэропорт Шереметьево. К чемпионату в нем введен в строй новый терминал B площадью 110 тыс. квадратных метров. Он сможет принимать до 20 млн пассажиров в год. Новый терминал будет соединен с действующими терминалами E, D и F автоматическим поездом-фуникулером, идущим под землей. Инвестиции в сооружение и обустройство терминала B и участка около него составили 19 млрд рублей.
Базовая схема инвестирования в транспортные проекты предполагает, что средства из федерального бюджета направляются на крайние точки «маршрута болельщика» — аэропорты и стадионы, а также на развитие около них инфраструктуры, объектов энергетики, строительство и реконструкцию примыкающих дорог. За счет региональных бюджетов строились и реконструировались транспортные развязки, объекты инженерной инфраструктуры, больницы и часть дорог. Впрочем, в некоторых дорогостоящих проектах развития городской инфраструктуры предусмотрено софинансирование со стороны федерального центра. В частности, это касается станций метро около стадионов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Новых крупных развязок было построено немного (за исключением Калининграда). Субсидии из федерального бюджета помогли и отремонтировать дороги в центрах городов. «В Самаре впервые за последние десятилетия на дорогах не осталось ям. По городу можно с удовольствием ездить на машине», — говорит один из местных урбанистов.
«Хрущевки» в ганзейском стиле
Еще один блок проектов связан с благоустройством городов. Флагманские программы ожидаемо были реализованы в Москве. Во-первых, программа комплексного благоустройства «Моя улица». За четыре года, по данным Контрольно-счетной палаты Москвы, на «одевание» улиц в центре города в гранит было потрачено 126,7 млрд рублей. Сомнения в том, связана ли реконструкция улиц с приездом иностранцев на чемпионат мира, исчезают, если знать, что «Моя улица» входит в столичную программу «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы».
Во-вторых, осуществлен уникальный проект: строительство общественного пространства нового типа — парка «Зарядье». Бюджет проекта составил 14 млрд рублей. В-третьих, реализована программа благоустройства парков и природоохранных зон. В результате Москва в 2017 году потратила на благоустройство 91 млрд рублей. «Расходы одной Москвы на благоустройство составляют две трети затрат всех регионов на эти цели», — говорит экономист Наталья Зубаревич.
Не имея финансовых ресурсов столицы, регионы сделали акцент на ремонт фасадов. Только в Самаре приведен в порядок внешний вид 300 зданий. Кроме того, города реализуют небольшие проекты реконструкции или создания набережных. В частности, новые набережные были построены в Нижнем Новгороде и Саранске. В каждом городе чемпионата также появилась фан-зона для болельщиков
Самый необычный проект благоустройства реализован в Калининграде. На Ленинском проспекте в центре города десяток панельных пятиэтажек получили новые фасады в «ганзейском» стиле. Дома украсили клинкерным кирпичом с барельефами, на балконах появились кованые решетки, вместо плоских крыш — крутые черепичные скатные кровли. Единственный минус: в домах так и не заменили старые коммуникации. Так что, несмотря на «косметику», эти «хрущевки» придется через несколько лет вновь реновировать.
То, что не успели
Российская ментальность предполагает авральный характер реализации мегапроектов. Обычно в последние месяцы строители переходят на круглосуточную работу и ценой невероятных усилий завершают стройку к сроку. Но уже за несколько недель до старта мундиаля руководители сразу нескольких проектов признались: «К чемпионату не успеваем».
Самые серьезные срывы сроков связаны со строительством новых взлетно-посадочных полос в столичных аэропортах. Строительство третьей ВПП в Шереметьево c бюджетом более 64 млрд рублей было начато в 2011 году, его планировалось закончить в 2017-м. Причинами существенного отставания от графика называют долгое урегулирование проблем с переносом газопровода и нефтепродуктопровода и оформлением участков, суды с жителями о выкупе земель под строительство и сложную геологическую структуру местности. Завершить проект планируется уже в конце 2018 года.
Не успели к чемпионату построить и вторую взлетно-посадочную полосу в Домодедово. Ее начали возводить в 2014 году, запланированный срок ввода — 2016-й. Причина задержки — банкротство подрядчика «Строительное управление № 1». Федеральные чиновники уверяют, что перенос сроков ввода взлетно-посадочных полос не отразится на пассажирах.
Совсем немного времени не хватило, чтобы ввести в эксплуатацию канатную дорогу от Воробьевых гор до Лужников. «Канатная дорога в целом построена, сейчас ведутся пусконаладочные работы. Она будет запущена после окончания чемпионата мира по футболу, когда мы получим все официальные бумаги», — сообщил в мае заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Канатка» с тремя станциями протяженностью 700 метров должна была связать главный стадион чемпионата, «Лужники», с фан-зоной для болельщиков на Воробьевых горах. Кабины будут идти по малому (на одном берегу, в том числе работая на горнолыжников) и большому кругам.
В Санкт-Петербурге к чемпионату успевают построить только две станции метро, в том числе одну около стадиона. Остальные три будут введены в строй в конце года.
Не реализованы и планы строительства отелей. Семь лет назад говорили, что их будет построено 100–150, три года спустя речь шла уже о 60, а реально их всего два-три десятка.
Два автомобильных мегапроекта не входили в программу подготовки к чемпионату, но срок их ввода привязывался к началу мундиаля. Речь идет о платной автодороге Москва — Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) вокруг столицы. К чемпионату эти дороги построить не успели. Новый срок ввода — 2020 год. Неоднократно анонсировалось и строительство к чемпионату высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Это проект даже не был начат.
К чемпионату планировалось создать знаковые общественные пространства в 40 городах страны. Однако успели лишь в нескольких городах — например, сделали набережную в Новосибирске. В большинстве городов приступить к этим проектам не успели: деньги были выделены в начале прошлого года, поэтому спроектировать и согласовать проекты до летнего сезона не удалось.
Президент Владимир Путин месяц настоятельно призвал не устраивать «штурмовщину и показуху» на завершающем этапе подготовки к чемпионату. В текущей ситуации это хороший выход: построенное в аврале часто потом приходится переделывать.
Несмотря на большое число незавершенных проектов, в целом «обязательная» программа подготовки к чемпионату выполнена. Для проведения мегатурнира все готово. Города, в которых будет проводиться чемпионат, получили импульс к развитию: для многих из них новый авиатерминал, отремонтированные дороги и фасады — это уже хороший результат.