Амбициозные глобальные планы Китая не ограничиваются транспортными и инфраструктурными проектами «Один пояс — один путь». Страна, в последние годы вырвавшаяся в лидеры в области альтернативной и возобновляемой энергетики, нацелилась на переформатирование мировой электросистемы.
Государственная электросетевая компания Китая (SGCC, крупнейший в Китае и во всем мире поставщик электроэнергии) к 2050 году намеревается построить современную межконтинентальную электросеть. Еще в начале 2010-х китайцы начали активно участвовать в развитии зарубежных электросетей, скупать активы по всему миру и уже завладели долями в сетевых компаниях Чили, Бразилии, Португалии, Италии, Греции, Пакистана, Филиппин и других стран. В 2016 году впервые были названы официальные затраты: на реализацию плана уйдет не менее 50 трлн долларов. Всемирная электросеть, по замыслу китайцев, должна в существенной степени основываться на солнечной и ветроэнергетике. В ближайшие десять лет SGCC будет фокусироваться на пилотных проектах, а запустить проект целиком планируется после 2050 года. Усилия компании сегодня направлены на повышение связанности электросетей внутри Китая и на разработку технологий накопления электроэнергии, критически важных при использовании возобновляемых источников из-за их нестабильной мощности. Параллельно с запуском пилотных проектов по всему миру на первом этапе Китай намеревается объединять собственную электросеть с сетями соседних стран, от Монголии до Республики Корея.
С технической точки зрения построение единой сети очень затратно, поскольку существующие сети строились десятилетиями и превратились в запутанный и фрагментированный клубок, который трудно модернизировать из-за огромного масштаба и риска перебоев. Однако если глобальная сеть все же будет построена, это способно подтолкнуть рост мировой экономики, выровнять тарифы, сгладить торговые споры и сделать мир гораздо более цельным, чем сегодня.
Но за словами китайцев о «повышении эффективности электросистем» и «снижении выбросов» скрывается их собственный экономический расчет. Единая электросеть — мощное подспорье новому Шелковому пути, и амбиции Китая объяснимы. Каким будет маршрут пути, пока неясно, и риски для России растут: если он пройдет через Каспий ниже России, это станет для нее серьезным экономическим ударом. Важнейшую роль в проекте сыграют страны Центральной Азии, Афганистан и Пакистан. После распада СССР его бывшие республики оказались отрезаны от единой электросистемы и испытывают серьезные проблемы с электричеством. Китайское «вторжение» способно оказать трансформирующее влияние на всю Центральную Азию, если, конечно, удастся преодолеть политические барьеры. Так или иначе, на повестке дальнейшее экономическое отдаление Центральной Азии.
Достигнув экономической мощи, Китай, который всегда был закрытой страной с внутренними интересами, окончательно заявил о притязаниях на глобальную роль, стремясь закрепить за собой статус сверхдержавы. Но хватит ли денег и окажется ли устойчивой глобальная роль Китая? В обозримом будущем экономический рост страны продолжит существенно опережать мировые показатели, что дает ей запас прочности. Однако вместе с амбициозными планами приходит и дополнительная нагрузка на бюджет, становятся заметнее противоречия и кризисные явления, требующие модификации экономики и социальной сферы. Китайские технократы находятся уже в иных условиях, нежели их предшественники, и стране требуется динамичная конкуренция, способная стимулировать рост инноваций. На этом фоне сохранение централизованного планирования и информационной закрытости видится уже не преимуществом, защищающим внутренний рынок, а вызовом, требующим ответа.