Грузинский ребрендинг

18 июня 2018, 00:00
В Грузии протестующие требуют досрочных парламентских выборов

Глава правительства Грузии Георгий Квирикашвили подал в отставку, сославшись на разногласия с правящей партией «Грузинская мечта — демократическая Грузия». Последние два месяца в Тбилиси проходили массовые акции протеста с требованием отставки правительства и внеочередных парламентских выборов. Протесты начались после того, как Тбилисский городской суд огласил судебный приговор по резонансному делу об убийстве двух несовершеннолетних в центре столицы в декабре 2017 года. По мнению отца одного из убитых, правоохранительные органы задержали не всех виновных в убийстве, а прокуратура покрывает сына одного из своих бывших сотрудников, причастного к преступлению. В начале июня главный прокурор Грузии Ираклий Шотадзе ушел в отставку, но это не остановило митингующих. Власть решила действовать оригинально — разогнать акцию протеста и выполнить одно из требований протестующих. Полиция ликвидировала палаточный городок и задержала нескольких участников протестов, а премьер ушел в отставку. Этот «хитрый план» призван был сохранить власть в стране за партией «Грузинская мечта — демократическая Грузия» — пожертвовав фигурой премьера, не допустить внеочередных парламентских выборов.

Грузия благодаря идущей конституционной реформе постепенно превращается в чисто парламентскую республику, и вопрос контроля над парламентом — это вопрос о власти в стране. А за власть борются две силы и стоящие за ними два человека. Это Бидзина Иванишвили (по данным журнала Forbes, обладатель состояния в 4,5 млрд долларов, основатель и руководитель партии «Грузинская мечта — демократическая Грузия», занимавший должность премьер-министра Грузии в 2012–2013 годах) и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили и его партия «Единое национальное движение».

Бидзина Иванишвили, получивший после развала СССР российское гражданство и лишь спустя 13 лет грузинское, сделал свое состояние на российских активах. После «революции роз», свергнувшей президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, Иванишвили поддерживал и финансировал Михаила Саакашвили. Иванишвили, в отличие от Саакашвили, считает ошибкой разрыв связей с Россией и военную операцию против Южной Осетии. При этом политик выступает за интеграцию республики в ЕС и НАТО, но спокойными темпами, не раздражающими Москву. «Грузинская мечта — демократическая Грузия» на своих первых выборах в 2012 году набрала 55% голосов избирателей, а партия Саакашвили «Единое национальное движение» получила 40% голосов. Таким образом был разрушен план Саакашвили остаться у власти после окончания президентских полномочий. Бидзина Иванишвили стал премьер-министром страны, а в ноябре 2013-го ушел в отставку с поста премьера и лидера партии, посчитав, видимо, свою миссию по стабилизации политической системы Грузии выполненной. В 2015 году, отвечая на вопрос, вернется ли он в политику, Иванишвили ответил: лишь в том случае, «если случится беда». Парламентские выборы 2016 года так же выиграла «Грузинская мечта — демократическая Грузия», набрав более скромные 49% голосов, но «Единое национальное движение» провалилось еще сильнее, получив лишь 27%. Однако весной этого года Иванишвили посчитал, что «беда» близко, и вернулся в руководство партии. Михаил Саакашвили, депортированный с территории Украины в феврале этого года, сосредоточил всю свою неуемную энергию на исторической родине. Приговор по делу об убийстве не первый повод для акций протеста в Тбилиси, до этого митинговала молодежь, недовольная жесткими действиями правоохранителей во время антинаркотических рейдов по ночным клубам. Сторонники Саакашвили цепляются за любой, даже бытовой повод народного недовольства и организуют акции протеста. Партия «Грузинская мечта — демократическая Грузия» могла бы согласиться на досрочные выборы и, вероятнее всего, победила бы на них. Но есть риск, что сторонники «Единого национального движения» могут не признать их итоги, обвинив власти в фальсификациях, и акции протеста вспыхнут с новой силой.