Во Франции начинается приватизация госактивов. Париж намерен продать крупные пакеты акций в операторе аэропортов ADP, энергетической и газовой компании Engie и организаторе лотерей Française des Jeux (FDJ).
Министр экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэр в интервью ежедневному изданию Les Echos оценил принадлежащие государству акции в трех перечисленных выше компаниях примерно в 15 млрд евро. Правительство хочет направить вырученные от продажи средства на уменьшение дефицита бюджета и создание многомиллиардного фонда, который будет вкладывать деньги в инновационные проекты. «Речь идет о переосмыслении места государства во французской экономике, — заявил Бруно Ле Мэр. — Какое государство мы хотим иметь: которое согласно только получать дивиденды или которое готовит будущее? Мы хотим эффективнее защищать интересы общества. По нашему мнению, государство сможет лучше их защищать посредством регулирования, а не присутствия в капитале».
Аудиторское управление Cour des Comptes еще в 2015 году подчеркивало, что в отдельных случаях требование властей о высоких дивидендах тормозит развитие предприятий и компаний. Всего у правительства Пятой республики есть акции и другие активы в 81 компании, включая оружейную фирму Safran, автопроизводителей вроде Renault и оператора АЭС EDF, примерно на 100 млрд евро.
Государство, по мнению министра финансов, должно контролировать активы, имеющие прямое отношение к национальному суверенитету: атомную энергетику, оборону и крупнейших общенациональных операторов, таких как железнодорожная компания SNCF.
Любопытно, что позиция Ле Мэра в отношении SNCF диаметрально отличается от того, что думает о железнодорожном операторе президент Эммануэль Макрон. Парламент одобрил закон о реформе SNCF накануне открытия внутреннего рынка Франции для зарубежных компаний. Проект реформ вызвал острое недовольство рабочих и привел к забастовкам и акциям протеста, спровоцировавшим хаос на железных дорогах Франции. Несмотря на противодействие профсоюза железнодорожных работников, правительство настояло на реформе с незначительными изменениями относительно первоначального варианта. Правда, согласившись взять на себя миллиардные долги компании.
В списке реформ, кроме приватизации, ослабление требований к малому бизнесу, увеличение доли прибыли для рабочих, пропагандистская кампания, направленная на то, чтобы убедить французов покупать акции французских компаний. По словам пресс-секретаря правительства Франции Бенжамена Гриво, Франция строит «народный капитализм».
Планы приватизации ADP (прежде компания называлась Aéroports de Paris) тоже вызвали жаркие споры. По словам Ле Мэра, правительство даст компании, которая выкупит оператора, 70-летнюю лицензию, по истечении срока действия которой активы, включая землю, вернутся государству. Правительство также намерено сохранить право вето на продажу активов в течение срока действия лицензии, а условия контракта, включая плату за пользование аэропортами, будут пересматриваться каждые пять лет. Перед продажей FDJ власти намерены ужесточить законодательство в игровой индустрии. Кроме того, правительство сохранит так называемую золотую акцию в Engie, что позволит блокировать продажу стратегических активов.
Приватизация — новый шаг Эммануэля Макрона в попытке провести структурные изменения в экономике после реформы рынка труда, сокращения налогов на бизнес и реформы в железнодорожной компании SNCF. Президент Франции надеется, что его реформы ускорят рост экономики и создадут больше новых рабочих мест. Ему необходимо как можно быстрее показать положительные результаты реформ, потому что рост экономики в начале 2018 года резко замедлился. Безработица находится в районе 9%, а госдолг по итогам 2017 года вырос до 97% ВВП. Однако структурные реформы Макрона вызывают с каждым днем все более острое сопротивление профсоюзов и рабочих.