Станислав Говорухин — это тот редкий случай, когда по работам режиссера можно судить о нем самом как о личности: художник сам этого добивался. Он почти всегда легко узнаваем в своем экранном альтер эго. Дважды его воплощал Владимир Высоцкий. В первый раз в фильме «Вертикаль», и это был тот самый редчайший случай резонанса необычайной силы между режиссером и актером, который позволил Высоцкому проявиться в образе, в наибольшей степени соответствовавшем его внутреннему потенциалу, и в итоге принес ему настоящую славу.
Вторая экранная встреча Высоцкого и Говорухина оказалась последней и стала едва ли не высшей точкой кинематографического творчества того и другого. «Место встречи изменить нельзя» — манифест, в котором режиссер провозгласил личный крестовый поход против зла. Оно должно быть побеждено любой ценой, даже если цена этой победе — жизнь победителя. Главный герой «Десяти негритят» вершит идеальное правосудие: сначала убивает тех, кто виновен, но ушел от ответственности за совершенное преступление, а потом и самого себя.
Когда художественные образы вдруг утратили былую силу и пришло время говорить о том, что думаешь, напрямую, он обратился к документальному кино и снял беспощадную трилогию: «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция», где с ужасом и болью всматривался в окружающую нас социальную действительность. В этих фильмах почти невозможно узнать автора «Жизни и удивительных приключений Робинзона Крузо», «В поисках капитана Гранта», «Приключений Тома Сойера и Гекельберри Финна» — фильмов, ставших частью советской реальности, где жизнь представала как удивительное приключение, в котором добро рано или поздно зло побеждало по определению. И в них тоже Станислав Говорухин предстает профессионалом высочайшего класса, умеющим облечь глобальную идею в невероятно обаятельную и увлекательную форму. Не случайно он стал автором сценария к самому популярного советскому фильму «Пираты XX века» — сценария, который, как и сам фильм, оказался неотъемлемой частью золотого фонда приключенческого кино. И «Пираты», и «Место встречи» останутся в нем до тех пор, пока кино будет существовать как вид искусства. А вместе с ними будут помнить и имя Станислава Говорухина — человека, который был честен и в своих фильмах, и перед самим собой.