США опять делают это

18 июня 2018, 00:00

Ровно год назад Citigroup и HSBC помогли Аргентине разместить столетние гособлигации (с погашением в 2117 году) на 2,75 млрд долларов под 8% годовых. Тогда ставки для Аргентины были на исторических минимумах — и это при том, что в 2001 году страна допустила дефолт и лишь в 2016-м закончились все суды по этому поводу, бюджет был дефицитным, а инфляция годами сохранялась выше 25% в год при росте ВВП от минус 2 до 2,5%. Сейчас, год спустя, Аргентина в лидерах девальвации и балансирует на грани очередного дефолта, падение песо уже привело к отставке руководителя Центрального банка Федерико Стурзенеггера.

Все очень просто: год назад был carry trade, и инвесторы готовы были вкладывать дешевые доллары куда угодно. Сейчас ФРС повышает ставки, carry trade закончился, капиталы возвращаются в США, Аргентина и прочие периферийные рынки захлебываются девальвацией.

Эта неделя — и не исключено, что еще много следующих недель, — обещает быть для Emerging Markets (EM) весьма непростой. Двадцатого июня МВФ вынесет вердикт по очередному кредиту, за которым обратилась Аргентина. Если будет отказ, это может привести к новому витку обвала на EM.

В отличие от большинства развивающихся стран Китай и Россию нельзя ослабить, просто прекратив carry trade и обернув долларовый поток вспять. Поэтому тут используются другие методы. Китаю регулируемый курс юаня вновь сослужил хорошую службу — скорее всего, стране удастся плавно приземлить свои рынки и экономику даже в условиях замедляющегося роста ВВП и ужесточившейся торговой войны (напомним, на минувшей неделе был новый виток — США 15 июня ввели новые пошлины на товары из Китая, и обе страны обменялись угрозами продолжения войны). Кроме того, Китай сейчас старается сократить объем долгов и госкомпаний, и частного сектора, так что в ближайшие три года ожидаются дефолты местных игроков. Под угрозой находятся девелоперы, кроме того, появляются первые «звоночки»: в конце мая частная нефтяная компания China Energy Reserve and Chemicals Group заявила, что не сможет произвести плановый платеж по купону, сославшись на кризис ликвидности. Впрочем, правительство Китая и банки поддерживают компании, чтобы те не допустили дефолт или хотя бы последствия были незначительными. Не пренебрегают в Китае и поддержкой фондового рынка, раздавая указания брокерам, как и чем они должны торговать. У США есть лишь один реальный рычаг давления на Китай — торговые войны, так что никаких уступок не предвидится, разве что временные передышки.

То же самое с Россией. В отличие от других развивающихся стран у нас отличные макроэкономические показатели, а рубль мы ослабили сами — с этим наши ЦБ и Минфин прекрасно справляются и без влияния извне. Спасибо бюджетному правилу! Поэтому в отношении нас тоже есть лишь один рычаг — санкции.

Сверхцель США — «всосать» все капиталы и продержаться как можно дольше до очередного кризиса или спустить его на тормозах. Год назад в интервью «Эксперту» заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга профессор РАНХиГС Константин Корищенко описал будущий кризис так: спасение своего рынка будет строиться по принципу «утопи соседа». Похоже, США решили топить остальной мир превентивно.

Что будет дальше, после обвала? Очередное количественное смягчение — но необязательно. Если оно перестанет помогать, могут появиться инновационные меры. «Особенность этого метода стимулирования экономики состоит в том, что не только увеличивается количество денег, но и их цена (процентная ставка) снижается до нуля, а иногда и ниже нуля, — считает Константин Корищенко. — В предыдущий кризис компании и обычные инвесторы нашли “противоядие” — уход в наличные деньги. Сейчас у центральных банков на горизонте появилась новая идея — выпустить свою криптовалюту (как, например, eKrona в Швеции или Fedcoin в США), заменить ею наличные деньги, а затем применить к этим цифровым деньгам отрицательную ставку в условиях, когда бежать уже будет некуда».