Сборник «В авангарде времени», выпущенный галереей «Элизиум» к одноименной выставке, помимо каталога работ, на ней представленных, дает очень подробную картину театральной жизни Москвы в первое послереволюционное десятилетие. На карте города в издании точками отмечены новые театральные площадки, скромно именовавшиеся малыми сценами; их, по данным сборника, было не меньше тридцати. Всего в Москве уже к 1924 году работало около ста театральных коллективов. Вместе с революцией общественная творческая энергия выплеснулась с необычайной силой и в короткий срок заполнила Москву. Экономические трудности не смогли этому препятствовать. Как свидетельствуют страницы сборника «В авангарде времени», это были не постановки в упрощенной форме — не что-то вроде современных стендапов, когда автор текста обращается к аудитории напрямую, а настоящие театральные представления, пусть и до отказа насыщенные приемами, развлекающими публику.
Малые сцены существовали в условиях реальной экономической конкуренции и были вынуждены делать постановки, работавшие на зрительский успех, однако не только с помощью традиционных форм, но и через эксперимент, частью которого становились художники — тогда еще совсем молодые и никому неизвестные. Бóльшая часть из них таковыми и осталась. «В авангарде времени» запечатлевает память о них как о солдатах театральной революции, разразившейся в России в середине двадцатых годов. Она продлилась меньше десяти лет. Уже в 1932 году — рубеж, которым ограничено это исследование, — ЦК ВКП(б) выпустил постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», призванное ликвидировать инакомыслие в творческой среде. Остается только гадать, что могло бы произойти, если бы история российских театров развивалась естественным путем. Но того, что успело состояться в этот короткий промежуток времени, достаточно, чтобы представить себе масштабы любви к театру в России, которые не уменьшились и по сей день.
В авангарде времени. Малая сцена. Москва. 1917–1932. — М.: Элизиум, 2018. — 336 с. Тираж 1000 экз.