Торговая война, начатая президентом США Дональдом Трампом против ближайших союзников и соседей, получила продолжение: введены пошлины на товары из Китая. Ограничительные меры для китайского экспорта в США анонсировались Трампом давно, но все равно стали сюрпризом. Ведь Вашингтон и Пекин вели торговые переговоры, и Китай шел на серьезные уступки. Основные претензии США — огромный торговый дефицит в пользу Китая, составивший в 2017 году 376 млрд долларов и нарушение Пекином прав интеллектуальной собственности. Президент требовал сократить дефицит к 2021 году на 200 млрд долларов и прекратить бесплатно пользоваться американскими изобретениями. После недавнего визита вице-премьера Госсовета КНР Лю Хэ в Вашингтон и его переговоров с Трампом стороны, казалось, пришли к компромиссу и согласовали план действий.
Однако Дональд Трамп с 6 июля все же ввел пошлины в 25% на тысячи наименований китайских товаров. Среди них в основном высокотехнологичная продукция: авиационная, средства связи, лекарства и медицинское оборудование, продукция машиностроения и другие товары, где, по мнению американцев, Китай незаконно использует чужие технологии. Пошлины коснутся 10% экспорта Китая в США на сумму 50 млрд долларов. При этом Трамп оговорился, что пошел на этот шаг, несмотря на дружбу с председателем КНР Си Цзиньпином, и предостерег Пекин от ответных действий, пообещав в таком случае ввести новые пошлины. Но Китай, видимо не очень дорожа дружбой с Трампом, ответил зеркально, введя 25-процентные пошлины на товары из США на общую сумму 50 млрд долларов. Пошлины на 34 млрд будут действовать, как и американские, с 6 июля, а дату введения пошлин на оставшиеся 16 млрд Пекин пока не анонсирует. Трамп, не оценив мхатовской паузы, как и обещал, поручил подготовить новые пошлины на товары из Китая на 200 млрд долларов, но на этот раз пошлины должны составить «всего» 10%. Таким образом, под пошлины попадает 50% китайского экспорта в США на 250 млрд долларов. Китай, закупающий в США товаров всего на 130 млрд, лишен возможности ответить: без дополнительных пошлин остается только 80 млрд. американского экспорта. А если Пекин решится обложить пошлинами оставшиеся американские товары, тогда уже Трамп ответит зеркально, введя пошлины еще на 250 млрд долларов из общего объема китайского экспорта в США в полтриллиона долларов. На долю США приходится более 20% китайского экспорта, и потеря американского рынка станет для Пекина сильнейшим ударом, а ответные меры Китая по ограничению торговли не произведут на США особого эффекта. Китайский фондовый рынок после новостей пережил серьезное падение, кроме того, пришлось девальвировать юань. Американские фирмы, разместившие производство в Китае, могут пострадать от ответных действий Пекина, репрессии против американских компаний приведут к их уходу из Китая, что нанесет вред и самому Китаю.
Примечательно, что Трамп решился на торговую войну с Китаем сразу после успешных переговоров с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном о денуклеаризации. Воспользовавшись помощью Пекина, присоединившегося к санкциям в отношении КНДР, Трамп не считает себя ему обязанным. Отступившая угроза ядерного конфликта позволила ему смелее давить на Китай, который вряд ли решится дать силовой ответ. Благоприятствует Трампу и ситуация в США: экономика растет девятый год подряд, в мае безработица составила всего 3,8%, повторив рекорд 2000 года. Вырос рейтинг поддержки Трампа: упав до 35% в конце прошлого года, он вернулся к 45%, а выше был только в момент избрания его президентом и составлял 46%. Имея крепкий тыл, Трамп не опасается начать торговую войну и понести некоторые издержки, зная, что противник теряет больше.
Дональд Трамп принял очень удобную тактику пересмотра условий мировой торговли, терроризируя каждую страну отдельно. Всемирная торговая организация, призванная решать торговые споры, настолько медлительна и неэффективна, что американский президент попросту игнорирует ее. Если какой-нибудь крупный торговый партнер все-таки сумеет нанести существенный ущерб американскому производителю, то Трамп пойдет на уступки только ему, продолжая душить остальных. Например, Евросоюз в ответ на американские пошлины на сталь и алюминий ввел с 22 июня пошлины на американские мотоциклы, виски и джинсы на общую сумму 2,8 млрд евро. Дефицит США в торговле с ЕС составляет всего 151 млрд долларов, и у Евросоюза, в отличие от Китая, больше шансов отстоять свои права в споре с Вашингтоном, вводя ответные меры. Китай, не вступая ни с кем в экономические союзы, долго ждал, когда по реке проплывут трупы всех его врагов, а в итоге в торговой войне остался один на один с грозным противником. Возможно, торговый спор США и Китая носит не только экономический характер. Пекин, давно намекавший, что способен бросить вызов США, получил в ответ политику сдерживания. Пока США опережают Китай в разработке новых технологий, Пекин не представляет для их гегемонии серьезной угрозы. Тогда не случайно торговый удар был нанесен по высокотехнологическому сектору Китая.
Россия в ответ на американские пошлины тоже вводит ответные меры, затрагивающие товары на сумму 537,6 млн. долларов, Индия пошла на введение пошлин на товары из США на 241 млн долларов, а Турция — на 300 млн долларов. Китай, Россия и Индия входят в Шанхайскую организацию сотрудничества, а Турция является партнером по диалогу. Но на недавнем саммите ШОС не обсуждался вопрос о коллективном ответе на американские санкции, поскольку Китай получил их после саммита. Общий позиция по вопросам международной торговли в рамках ШОС имела бы более весомый эффект в воздействии на США.