Одна из крупнейших телекоммуникационных компаний США AT&T покупает медиаконгломерат Time Warner (включает Warner Bros., CNN, HBO). Стоимость сделки — 85 млрд долларов, а первым действием AT&T после ее одобрения стал запуск собственного онлайн-телевидения.
С октября, когда стало известно о планах AT&T, министерство юстиции США выступало против и подало иск, но в итоге, по мнению судьи, ведомству не удалось доказать ее незаконность. В частности, аргументы, что слияние противоречит антимонопольному законодательству и создаст особые преимущества для AT&T, были названы бездоказательными. Противники слияния предостерегают, что в результате пострадают потребители — повысится стоимость контента. Однако следует признать, что произошедшее — классический пример вертикальной интеграции, когда компания покупает своего поставщика, находящегося в другой части отраслевой цепочки. Поэтому изменения в конкурентном раскладе отнюдь не самая острая проблема.
В то же время в AT&T не собираются останавливаться — у компании давние планы и на другие поглощения, процесс тормозился только из-за сделки с Time Warner. Стало известно, что AT&T покупает поставщика рекламных технологий AppNexus за 1,6 млрд долларов и планирует выкупить более чем за миллиард долларов оставшуюся долю в видеосервисе Otter Media. Приобретение AppNexus позволит AT&T получить собственную платформу для продажи целевой цифровой рекламы и усилит ее позиции в бизнесе, где доминируют Google и Facebook. Как в AT&T намерены использовать сервис Otter, уже имея такие активы, как HBO и Warner Bros., неясно — возможно, используемые в нем технологии пригодятся для улучшения остальных продуктов компании.
Консолидации на медиарынке США — давний процесс. Так, в 1983 году 90% американских медиа контролировались полусотней компаний, а в 2011-м — уже шестью. Но в последние годы, когда скоростной интернет и потоковое видео изменили мир медиа, а телекоммуникационные гиганты осознали эти новые возможности, на рынке появилась тенденция: традиционные поставщики контента и его производители объединяют усилия. На стороне производителей назрел кризис — компании вроде Amazon и Netflix ежегодно вкладывают от четырех до восьми миллиардов долларов в производство собственного контента. Как следствие, американцы массово отказываются от кабельного телевидения и переходят на онлайн-подписки, а это другая бизнес-модель (платишь лишь за то, что хочешь смотреть). Представители американских медиа первыми признали, что для выживания нужно объединиться с телеком-компаниями.
Пользователи ринулись в онлайн-сервисы, чтобы сэкономить, но теперь, когда число сервисов растет, затраты могут оказаться не меньше, чем раньше. Конкурентным преимуществом становится не качество связи, а персонализация и качество контента — мир, где каждый выбирает собственное телевидение. Но контролироваться он будет узкой группой корпораций, которые обеспечивают распространение контента, что в итоге негативно скажется на ценообразовании и независимости интернета. AT&T открыла дорогу и другим мегаслияниям — буквально на следующий день после решения по AT&T американский гигант Comcast объявил о желании приобрести медиахолдинг 21st Century Fox за 65 млрд долларов.