Для чего нужны независимые прокатные компании

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
25 июня 2018, 00:00

И как им удается осуществлять свою миссию — делать как можно более разнообразным репертуар отечественных кинотеатров

ТАСС

Прокатный бизнес — один из форматов, позволяющих выразить свою любовь к кино; это первое, о чем говорят прокатчики. Любовь к кино заставляет брать на себя связанные с его прокатом финансовые риски. MG — выплачиваемая в долларах минимальная гарантия, размер которой определятся самими правообладателями. Он составляет от десяти тысяч до миллиона долларов, а бывает даже больше. Расходы на продвижение в совокупности со стоимостью изготовления и доставки копий зависят от количества экранов, где выходит фильм, и могут достигать 50 млн рублей — соответственно потенциалу фильма. В независимый прокат могут попадать картины, стоимость прав на которые исчисляется несколькими миллионами долларов. Они выходят на полторы тысячи экранов. В этом случае нельзя обойтись без телевизионной рекламы, и тогда это совсем другие затраты.

Независимые прокатчики работают с фильмами с небольшим бюджетом и неочевидным бокс-офисом, у которых, тем не менее, есть шансы на успех. Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату Capella Film («Джульетта» Педро Альмодовара, «Лев» Гарта Дэвиса, «Тоня против всех» Крэйга Гиллеспи с Марго Роби, «Большая игра» Аарона Соркина), объясняет: «Результат проката того или иного фильма непредсказуем. На него влияют те же факторы, что и на все остальные виды бизнеса: экономическая ситуация, погодные условия, такие большие события, как чемпионат мира по футболу. Я помню, как, когда летом были пожары, никто не ходил в кинотеатры или, когда зимой были аномальные морозы, никто никуда не мог выйти. К сожалению, происходит снижение покупательной способности, особенно в регионах. Мы регулярно принимаем участие в региональных фестивалях американского, британского, французского кино. И видим, что в Москве и Санкт-Петербурге интерес к таким событиям есть, люди приходят, а в регионах с этим очень тяжело. Там люди если и выбираются в кинотеатры, то на какие-то семейные фильмы, куда они ведут детей, либо на очень крупные релизы, которые рекламируют по всем каналам».

Первые, с кем должен договориться прокатчик, — правообладатели. В новейшей истории отечественного кинопроката есть случаи, когда контракты на выпуск фильма в России подписывали чуть ли не на коленке, но в большинстве случаев здесь работают личные связи прокатчиков и репутация компании. Между прокатчиками может развернуться настоящая битва за новые проекты. Ее интенсивность свидетельствует о потенциале фильма. Репутация компании складывается из того, как она исполняет финансовые обязательства и как отрабатывает проект: сможет ли прокатчик добиться максимального результата и получить деньги сверх минимальной гарантии. Кроме того, он может предложить лучшую цену или какие-то специальные условия разделения прибыли. Не последнюю роль играет харизма и обаяние прокатчика. Надежда Мотина поясняет: «Переговоры идут не только со студиями, но и с продюсерами, которые понимают: если они подписывают контракт со мной, фильм выпустят в прокат и будут соблюдены все интересующие их условия. У меня было несколько ситуаций, когда за фильм боролись несколько компаний и продюсеры выбирали мое предложение, потому что я уже работала с ними».

Ключевой момент в прокатной судьбе фильма — выбор даты релиза. Для любого фильма важно не выйти в прокат одновременно еще с одним фильмом, рассчитанным на ту же аудиторию. Но даже если удастся разойтись по дате выхода с аналогичными релизами, это не избавляет от необходимости прикладывать усилия, чтобы объяснить зрителям, почему им нужно пойти в кинотеатр и посмотреть именно этот фильм. Выложить трейлер в Сети недостаточно. При обилии информации, ежедневно обрушивающейся на потенциальных зрителей, трейлер могут просто не заметить. При выборе даты выхода релиза компания учитывает конкурентное окружение: есть ли фильмы этого же жанра или более крупные фильмы — другого, но работающие на ту же аудиторию, и, если есть такие на этой дате, мы понимаем, что они отберут у нас аудиторию. Если в ту же дату выходят голливудские блокбастеры, даже будь они другого жанра, прокатчик понимает: они займут бóльшую долю всех сеансов.

Следующий этап — контакт с букерами: теми, кто составляет репертуар кинотеатров. Они обязаны знать предпочтения аудитории кинотеатра, подбирать фильмы в соответствии с ее вкусами и распределять их во времени. Букеры ориентируются в первую очередь на рекламные бюджеты, которыми сопровождается прокат фильма. Здесь независимым компаниям трудно соперничать с мейджорами: 20th Century Fox, Disney, Universal Pictures. Но в этом случае наиболее ярко проявляется их миссия — разнообразить возможности доступа отечественной аудитории к современному кино. Независимая прокатная компания начинает работу с кинотеатрами задолго до выхода фильма: показывает материалы, убеждает их в грамотности своих действий. На то, чтобы преодолеть инерционность восприятия и получать намного более выгодную постановку уходят многие годы. Кинотеатральные сети относятся с недоверием к новым на рынке игрокам. Они просто не понимают, насколько хорошо компания отработает фильм.

Если обобщить принцип распределения доходов от проката фильма между прокатчиком и кинотеатрами, то проще всего сказать, что они делятся пятьдесят на пятьдесят. Но крупные сети могут забирать себе больше половины доходов от фильма, и прокатчику, как правило, достается около 45%. Из них, если фильм успешен, после возмещения собственных расходов он может выделить часть дополнительных доходов, если это оговорено в контракте с продюсерами. Дополнительные доходы возникают от телевизионных продаж (сейчас они снижаются: телеканалы отдают предпочтение своей продукции) и цифровых (растут, но медленно — из-за активности пиратов). Стратегию независимого прокатчика Надежда Мотина формулирует следующим образом: «Главное — хорошее чутье. Если ты выбираешь правильные фильмы, то из десяти фильмов, которые выпустил, какой-то сработает хуже, какой-то лучше, но в целом ты в плюсе. Самое страшное — ошибиться несколько раз подряд по дорогим релизам. У независимых компаний нет подушки безопасности». Пример успешного проката для Capella Film (в прошлом году увеличила свою долю на рынке в два раза) — «Капитан Фантастик», продержавшийся в прокате вместо обычных двух недель два месяца, и «Большая игра», собравшая более 80 млн рублей.

Еще один яркий пример успешного проката, реализованного одной из отечественных независимых прокатных компаний, — фильм Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». Он вышел в России в феврале прошлого года на 130 экранах. На родной территории был показан год назад, и в России оказался уже доступен в пиратской версии. Компания посмотрела на результаты проката фильма в Италии и решила провести эксперимент, ничего особенно не ожидая. У фильма не было никаких предпосылок для успеха: имена режиссера и актеров российской аудитории были неизвестны. Фильм в условиях минимизации затрат вышел даже без дубляжа — с одним закадровым голосом. На сегодняшний день картину продолжают показывать в российских кинотеатрах. Его сборы вместо ожидаемых пяти миллионов перевалили за 55 млн рублей. Сработало сарафанное радио. Зрители попадали на фильм по рекомендации, а потом могли прийти на него еще несколько раз — уже с друзьями. В прокатном бизнесе тоже случаются чудеса.