Миграция бьет европейский глобализм

Дмитрий Гавриленко
редактор новостей Expert.ru
25 июня 2018, 00:00

Отношение к миграционному кризису разделило политические элиты не только внутри Евросоюза, но и внутри отдельных европейских стран

ТАСС
Лидер ХСС и глава МВД Германии Хорст Зеехофер и канцлер Германии Ангела Меркель с трудом находят общий язык по вопросу мигрантов
Читайте Monocle.ru в

Руководители Австрии, Венгрии, Чехии, Польши, Словакии и Италии создали внутри ЕС оппозиционный блок и получили помощь из-за океана — поддержку президента США Дональда Трампа. Локомотив ЕС, Германия, вновь столкнулся с жестким внутриполитическим кризисом: Ангелу Меркель торпедируют партнеры по правящей коалиции. А причиной раскола европейских национальных и наднациональных элит стала избитая тема —мигранты.

Франция и Германия остаются едва ли не последним форпостом глобализма. При этом позиции Меркель день ото дня слабеют. Железной канцлерин приходится отражать атаки сразу на нескольких фронтах: воевать с политическими соратниками и оппонентами внутри страны и внутри Евросоюза, бороться и с Москвой, и с Вашингтоном. Затраты на геополитические баталии слишком дорого обходятся немецкому бизнесу, и он уже не видит заманчивых перспектив глобального мира.

Строгое nein!

Лидер ХСС и глава МВД Германии Хорст Зеехофер, выступая против «политики открытых дверей» Ангелы Меркель, заявил: «Я больше не могу работать с этой женщиной». Министр внутренних дел пригрозил, что самостоятельно, без санкции канцлера, перестанет впускать в Германию беженцев без документов или уже зарегистрированных другой страной ЕС. Сама Меркель не разделяет радикальных настроений союзника по блоку и не оставляет надежд разрешить кризис на общеевропейском уровне.

Между тем единый подход стран Евросоюза, закрепленный в Дублинском регламенте, предусматривает, что за каждого беженца несет ответственность та страна — член ЕС, в которую мигрант попадает в первую очередь. Так что, по сути, Хорст Зеехофер требует выполнения уже достигнутых договоренностей.

Сегодня мигранты, которым отказали в предоставлении убежища в одной стране ЕС, спокойно кочуют по Шенгенской зоне, пользуясь открытыми внутриевропейскими границами. Но Италия и Греция, куда в силу их географического положения прибывает львиная доля беженцев, не хотят в одиночку справляться с проблемой, предпочитая перенаправлять мигрантов к соседям. Восточноевропейские страны тоже отказываются их принимать. Попытка равномерно распределить беженцев по Евросоюзу провалилась. Глава Европарламента Антонио Таяни заявил: «Иммиграция стала проблемой проблем. В этом вопросе на карту поставлено будущее Европы. Если мы не получим конкретных ответов, то повысится социальная напряженность и само существование ЕС окажется под вопросом». Сильвио Берлускони хотел видеть Антонио Таяни премьер-министром Италии в случае, если его партия «Вперед, Италия» победила бы на последних выборах. Но их обошли политики из «Движения пяти звезд» — к слову, евроскептики, выступающие за пересмотр миграционной политики, так что партии «Вперед, Италия» пришлось довольствоваться скромным местом в новой правящей коалиции. Немецкий ХСС, опасаясь повторить судьбу партии Берлускони, решил действовать на опережение. Однако Хорст Зеехофер все же согласился дать Меркель последний шанс и дождаться итогов предстоящего саммита ЕС.

Баварские крестоносцы

ХДС Ангелы Меркель и ХСС Хорста Зеехофера не ad hoc объединение, а традиционный союз. На парламентских выборах 2017 года консервативный блок ХДС/ХСС получил 33% голосов и занял первое место. Но по сравнению с 41,5% голосов на прошлых выборах 2013 года это можно считать провалом. Голоса немцев, недовольных наплывом мигрантов, уходят к популистским партиям и правым радикалам, обещающим эту проблему решить. Так, в 2013 году «Альтернатива для Германии» (АДГ) получила всего 4,7% голосов, а в 2017-м уже 12,6%. АДГ, выступающая с жесткой критикой политики ЕС в отношении миграции и антироссийских санкций, грозит потеснить ХСС не только на федеральном уровне, но и в Баварии.

Во время выборов 2013 года в органы местного самоуправления, баварский ландтаг, ХСС получил 48% голосов избирателей, а Хорст Зеехофер стал главой правительства Баварии. Регион всегда был очень консервативным и никогда не боялся бунтовать против Берлина. Например, когда в 1995 году Конституционный суд Германии объявил католические кресты на школьных стенах вне закона, Бавария подчиняться отказалась. Прошли многочисленные акции протеста, а ландтаг Баварии принял закон, объявив крест символом «культурных и исторических традиций Баварии».

Сегодня каждый четвертый житель Германии — мигрант в первом-втором поколении, а больше трети детей дошкольного возраста — дети мигрантов, что явно не устраивает консервативных баварцев. Согласно опросу, проведенному Augsburger Allgemeine Zeitung, 71% жителей Баварии выступают за выход ХСС из правящей в Берлине коалиции, если Хорсту Зеехоферу не удастся добиться выполнения своих требований по беженцам. Следовательно, у лидеров ХСС всего две альтернативы — либо они перейдут в наступление на федеральном уровне, либо проиграют выборы в ландтаг Баварии, которые должны пройти в этом году. Новый премьер-министр Баварии Маркус Зедер категоричен: «Мы слишком долго шли на компромиссы в вопросах миграции. Настало время взять ситуацию в Германии под контроль».

Хорст Зеехофер, не останавливаясь на усилении контроля за границами, намерен навести порядок и внутри страны. Он требует заменить пособия для мигрантов различными видами социальной помощи, что лишит мошенников, притворяющихся беженцами, возможности получать наличные деньги. Кроме того, лидер ХСС настаивает на увеличении срока, в течение которого соискатели убежища получают базовую помощь, прежде чем выплаты увеличиваются до уровня обычных социальных пособий, более чем в два раза — с 15 до 36 месяцев. После того как в 2015 году в Германию въехало около 900 тыс. мигрантов (и это только по официальным данным), федеральный бюджет ФРГ тратит на беженцев более 20 млрд евро в год. Часть этой суммы направляется в страны, откуда едут беженцы, чтобы улучшить там условия жизни и остановить миграцию.

«А что, “Динамо” бежит?» — «Все бегут»

Мигранты, несмотря на финансовую помощь их странам, продолжают штурмовать границы ЕС. Ирония в том, что отчасти они делают это на деньги самих европейцев.

Всемирный день беженцев в этом году был омрачен скандалом вокруг судна Aquarius. Корабль принадлежит гуманитарной ассоциации SOS Méditerranеe, которая подбирает нелегалов у берегов Африки и перевозит их в Евросоюз. Злые языки утверждают, что под прикрытием SOS Méditerranеe и «Врачей без границ» действуют бизнесмены, зарабатывающие на переправке нелегалов в Европу.

Пожертвования сердобольных европейцев не единственный источник доходов акул бизнеса. За билет в новую жизнь с охотой платят и сами «беженцы». После его покупки дело остается за малым: немного отплыть от берегов Ливии, подать сигнал бедствия, прыгнуть в воду и ждать «спасения».

Власти Италии и Мальты отказались принимать 629 пассажиров с судна Aquarius, так что им пришлось высадиться в Валенсии. Глава МВД Италии Маттео Сальвини пояснил, что его цель — гарантировать «мирную жизнь этим детям в Африке и нашим детям в Италии».

Правозащитники обвинили Италию в нежелании принимать беженцев, что не совсем верно. Через несколько дней после инцидента с Aquarius в сицилийский порт Поццалло итальянский корабль береговой охраны доставил 519 нелегалов, переданных им американскими военными, которые, в свою очередь, выловили мигрантов у берегов Ливии. Так что отказ Италии отчасти диктуется нежеланием властей принимать мигрантов из рук именно частных перевозчиков.

Решение Италии дать отпор мигрантам с судна Aquarius было с радостью воспринято премьер-министром Венгрии. Виктор Орбан заявил: «Наконец-то! Честно говоря, я так часто впадал в уныние от того, как годами слышал о нашей неспособности защитить морские границы, что практически терял жажду жить». Воодушевленный решимостью итальянских властей и вновь обретший смысл существования венгерский премьер провел через парламент введение уголовной ответственности за помощь нелегальным мигрантам. Пакет поправок получил название «Стоп Сорос». И не случайно: Орбан обвиняет фонд «Открытое общество» миллиардера Джорджа Сороса в разработке плана перемещения в Венгрию тысяч нелегальных мигрантов.

Беженцы со спасательного судна Aquarius 76-02.jpg ТАСС
Беженцы со спасательного судна Aquarius
ТАСС

Фактор Трампа

Президент США Дональд Трамп, которому импонирует позиция премьер-министра Венгрии, сразу связался с Виктором Орбаном. В соответствии с официальным сообщением, «оба лидера согласились с необходимостью крепких национальных границ». Ранее Венгрия отличилась в ЕС тем, что построила на границе стену с колючей проволокой, чтобы остановить поток мигрантов. Трамп, как известно, давно мечтает построить аналогичную стену на мексиканской границе, так что всячески поддерживает своих единомышленников в ЕС.

Американский президент не остался в стороне и от ситуации в Германии, написав в твиттере: «Жители Германии выступают против собственного правительства, в то время как миграция сотрясает и без того шаткую коалицию в Берлине. Преступность в Германии выросла. Во всей Европе допущена большая ошибка — принимаются миллионы людей, которые жестко и в большой степени меняют ее культуру». Своим пассажем Трамп отчасти пытался поддержать министра внутренних дел ФРГ Хорста Зеехофера. Однако, по словам самого Зеехофера, уровень преступности в Германии снижается: в 2017 году в ФРГ были зафиксированы 5,76 млн уголовных преступлений, на 9,6% меньше, чем годом ранее. Более того, в прошлом году показатель преступности стал самым низким с 1992 года.

Тем не менее преступления, совершенные коренными жителями, воспринимаются немцами как неизбежное зло, в то время как правонарушения мигрантов вызывают вопрос: зачем мы это импортируем? Кроме того, официальная статистика не учитывает характер таких преступлений. Например, немцы впервые столкнулись с ситуацией, когда вооруженный ножом или сидящий за рулем грузовика преступник убивает окружающих, руководствуясь политико-религиозными мотивами.

Торговая война, развязанная США против Евросоюза, лишает ЕС экономической базы для помощи мигрантам. Пока повышенные пошлины на импортируемые из ЕС товары коснулись малой части европейского экспорта. Однако если Трамп реализует свою угрозу о введении пошлин на европейские автомобили, это станет серьезным ударом по экономике Германии.

Немецкий бизнес, в свою очередь, не готов терпеть правительство, которое приносит экономику в жертву идеологии. Санкции против России, американские пошлины и десятки миллиардов евро, выделенные на помощь мигрантам, способны подорвать даже сильную немецкую экономику. Более того, экономика стран ЕС не в состоянии оплачивать амбиции Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона, желающих продолжать глобализацию. Этот процесс начал давать серьезные сбои еще при Бараке Обаме, требуя все больше ресурсов и принося все меньше экономического эффекта. После того как США отказались от роли лидера глобализации, продолжение «движения по инерции» выглядит немного комичным, и Евросоюз в конечном итоге не захочет или не сможет нести издержки. Проще поменять лидеров либо формат объединения.

Европейский раскол

Получившая отсрочку до саммита ЕС, канцлер Германии начала консультации с лидером Франции и другими еврочиновниками, надеясь достичь компромисса с восставшими элитами. Политики рассматривают идею о создании центров по приему мигрантов за пределами ЕС — в Северной Африке. В таком случае мигрантам не придется переплывать Средиземное море, а страны ЕС смогут предоставлять убежище нуждающимся. Идея интересная, но вряд ли реализуемая. Шансы, что мигранты, готовые рисковать жизнью, чтобы пробиться в ЕС, станут месяцами сидеть в фильтрационном лагере на берегу Северной Африки, ничтожно малы.

Между тем внутриевропейский лагерь противников политики Меркель тоже не сидит сложа руки. Виктор Орбан пригласил в Будапешт австрийского канцлера Себастьяна Курца, главу чешского правительства Андрея Бабиша, польского премьера Матеуша Моравецкого и главу правительства Словакии Петера Пеллегрини для совместных консультаций. Перед началом саммита ЕС премьер-министр Италии Джузеппе Конте поставил ультиматум, потребовав от Германии и Франции большей солидарности при распределении мигрантов. В случае отказа итальянский премьер пообещал прекратить диалог по поводу миграции.

Рассчитывать, что кто-то из «антимигрантской» коалиции смягчит свою позицию, пока не приходится. Например, Себастьян Курц под давлением общественности вынужден был закрыть семь мечетей на территории страны и объявить о депортации имамов. Если Курц решится проводить более либеральную политику в отношении мигрантов, ему грозит повторение судьбы Меркель. Ультраправая Австрийская партия свободы, получившая на последних выборах 26,5% голосов, входит в правящую коалицию. А ее лидер, вице-канцлер Австрии Хайнц-Кристиан Штрахе, известный своими радикальными антимигрантскими настроениями, моментально поднимет бунт против давшего слабину соратника.