Росстату можно только верить

25 июня 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Свежая сводка Росстата об итогах промышленного производства в мае оказалась на редкость оптимистичной. Выпуск по итогам пяти месяцев увеличился к январю–маю прошлого года на 3,2%, тогда как итог четырех месяцев давал прирост лишь на 1,8%. А в мае промпроизводство выросло на целых 8% к среднемесячному уровню 2015 года — темпы более чем удвоились по сравнению с апрельской цифрой (3,2%).

Росстат "ускорил" рост промышленного производства 03-01.jpg
Росстат "ускорил" рост промышленного производства

Объясняется чудесное ускорение просто: статведомство уточнило ретроспективные данные 2016–2018 годов, сопроводив пересчет комментарием о мотивах этого действия. Вот выжимка из него: «В связи с оперативностью предоставления данных многие производители, в том числе крупные, предоставляют в месячной отчетности предварительные данные, которые в дальнейшем существенно ими корректируются последующими ежемесячными и годовыми отчетами. Особенно это касается стоимостных оценок, поскольку реальную стоимость продукции собственник может определить только после ее окончательной реализации. Многолетняя практика показывает, что респонденты больше “пессимисты”, чем “оптимисты”, и чаще оперативно предоставляют заниженные данные».

Уточнение предварительных оценок социально-экономической динамики — нормальная практика во всем мире. Вопросы у многих комментаторов вызвало не это, а масштаб и направление уточнений: они нетипично велики и подозрительно позитивны.

Высказывалось даже мнение о стремлении Росстата приукрасить ситуацию. Но как пояснил «Эксперту» Владимир Бессонов, руководитель лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ, причина столь значительных уточнений в другом. В начале 2017 года Росстат перешел на новые версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), гармонизированные с новыми версиями соответствующих международных классификаторов. В результате резко снизилась сопоставимость многих показателей динамики, в частности индексов промышленного производства. И теперь они требуют периодических уточнений. «Находящаяся в непростой экономической и геополитической ситуации страна в очередной раз столкнулась с резким снижением точности показателей официальной статистики, — сетует Бессонов. — Если статистику сравнивать со зрением экономики, то можно сказать, что оно очередной раз заметно ухудшилось».

Что касается отраслевых тенденций, то ситуация по итогам мая следующая. В первом приближении стабилизировались индексы в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и обеспечении электроэнергией, газом и паром (последний — с поправкой на погодный фактор). В добыче полезных ископаемых растут добыча и обогащение угля и антрацита, немного — добыча нефти, заметно — добыча природного газа. В то же время с середины 2017 года значительно снижается добыча металлических руд. Падает и добыча прочих полезных ископаемых.

В обрабатывающих производствах продолжается рост производства химических продуктов, железнодорожных локомотивов и подвижного состава. С конца 2017 года заметно оживление в производстве древесины и изделий из дерева. Увеличивается производство готовых металлических изделий. Наметилось оживление в производстве компьютерного, электрического и оптического оборудования. В то же время с начала года прекратился рост производства пищевых продуктов, снижается производство кожи и изделий из нее. Остановился подъем в металлургии, а также в производстве автотранспортных средств. По-прежнему настораживает отсутствие подъема в производстве строительных материалов.

«В целом в мае ситуация в промышленности развивалась в русле сложившейся в предыдущие месяцы тенденции, — резюмирует Бессонов. — В любом случае это не тот рост, который позволит ответить на стоящие перед страной вызовами».