История взаимоотношений финских застройщиков и их клиентов на территории СССР началась сразу после Второй мировой войны. Финляндия была одной из немногих капиталистических стран, взаимодействовавших с Советским Союзом на системной основе. В 1945 году стороны заключили первое пятилетнее торговое соглашение, которое регулярно перезаключалось и было основой сотрудничества вплоть до 1990 года.
За это время финские строители принимали участие в возведении ряда крупных заводов и фабрик на территории Карелии и Ленинградской области. Некоторые основали здесь свои подразделения, как, например, «Xaка Москва», начавшая свой бизнес в СССР в 1988 году. Или концерн YIT, открывший свое представительство в Москве в 1982-м, — сейчас это самый крупный иностранный застройщик в России и вторая финская компания по объему бизнеса после энергетического гиганта Fortum.
В 1990-е годы экспансия строительных компаний из Финляндии усилилась, а в начале 2000-х интерес к большому соседу стал еще более предметным. С 2004 года, как отмечает национальный исследовательский фонд Финляндии Sitra, в Россию стало приходить большое количество смежников: поставщиков стройматериалов, субподрядчиков, проектировщиков. В 2004 году почти половина зарубежного бизнеса финских застройщиков была связана именно с Россией.
Сейчас в нашей стране работают около двух десятков финских компаний, так или иначе имеющих отношение к строительной отрасли. Среди крупнейших застройщиков можно назвать YIT, Haka, Lemminkainen (с 2018 года входит в YIT), Honka, EKE, Omatalo, SRV; среди производителей стройматериалов и конструкций — Ruuki, Paroc, Skaala, Peikko.
Начиная традиционно с Северо-Западного федерального округа, а именно с исторически и климатически близкого Санкт-Петербурга, за последние годы финские застройщики постепенно освоили другие регионы, сосредоточившись прежде всего в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах. Их услуги востребованы во всех подотраслях и нишах строительства. YIT после слияния с Lemminkainen возводит жилье и дороги, Haka специализируется на промышленных и коммерческих объектах, SRV — на строительстве и управлении торгово-развлекательными центрами, Honka и Omatalo являются лидерами в деревянном домостроении, Caverion занимается проектированием и обслуживанием инженерных систем. Остальные компании либо выпускают отдельные элементы или материалы, либо занимаются жильем.
Кроме того, несколько десятков российских компаний строят загородные коттеджи из дерева или камня, так сказать, под «финской маркой», возводя свои объекты по финским технологиям и порой под строгим надзором зарубежных архитекторов и инженеров. Самые продвинутые девелоперы даже импортируют все материалы и модульные системы, вплоть до мелочей.
«У нас давние исторические связи с Россией, мы друг друга хорошо знаем и понимаем. Климатические условия схожи. Кроме того, финское качество себя хорошо зарекомендовало, а сложившийся образ нашей страны помогает в маркетинге», — комментирует президент Союза строительной промышленности Финляндии Лаури Пакканен.
Природное качество
Что отличает финский подход к возведению жилых и промышленных зданий? Прежде всего, он проистекает из менталитета, отношения финнов к жизни. В центре мировоззрения народа суоми — гармония с природой, что отражается в минимальном воздействии на окружающую среду и максимально возможном использовании ресурсов, которые она дает. Высокая экологичность строительства и стройматериалов не просто красивый постулат в правительственных документах или рекламных буклетах, а краеугольным камнем зодческой философии.
Второй момент — следование в общем русле скандинавского дизайна, хотя, строго говоря, Финляндия не скандинавская страна. Его отличают минимализм, простота, упор на функциональность — и в то же время изящество и удобство. Самый, пожалуй, известный пример такого дизайна — мебель шведской компании IKEA.
Кроме того, для финнов характерна ставка на эффективность использования площади, что продиктовано не столько желанием сэкономить на стройматериалах и других ресурсах, сколько привычкой рационально проявлять себя во всем, начиная со слов и эмоций и заканчивая материальными вещами. Повышенное внимание к эффективности выражается в выборе наиболее рациональной планировки жилья и фокусе на материалах и технологиях, призванных сократить потребление энергии и потери тепла. «Финны не просто строят дома, они создают жилое пространство, максимально комфортное для проживания. В основе лежат эргономичность, экологичность, функционализм, гармония и комфорт», — говорит директор по маркетингу и коммуникациям российского подразделения Paroc Group Таисия Селедкова.
Неудивительно, что именно из Финляндии родом технология строительства индивидуальных домов из клееного бруса, которая позволяет максимально использовать все полезные свойства древесины и нейтрализовать вредные.
Отличительная черта финской строительной философии и практики — постоянный поиск и внедрение инноваций. Центр научной мысли сосредоточен в государственной организации VTT, в задачу которой входит проведение различных исследований, в том числе с целью разработки более экономичных материалов и более эффективных технологий строительства. Ведутся исследования, разумеется, и на корпоративном уровне.
Стоит отметить самые любопытные инновационные решения, в которых можно увидеть примеры реализации отмеченных выше ключевых особенностей работы финских застройщиков.
Подавляющая часть многоквартирных домов в Финляндии возведена из сборных железобетонных конструкций — то, что широко известно как «панельное строительство». Эту технологию, в отличие от монолитного домостроения, характеризует высокая степень заводского исполнения. На строительную площадку свозятся уже готовые модули, на месте фактически выполняются лишь монтажные и отделочные работы.
В России финские застройщики часть проектов тоже реализуют по этой технологии, однако существующее с советских времен сильное предубеждение против панельного строительства не позволяет «заводскому» подходу стать доминирующим, несмотря на его преимущества в скорости реализации проекта и более высоком качестве. Модульность широко используется и в индивидуальном жилищном строительстве как деревянных, так и каменных домов. Она стала одним из факторов, которые способствовали росту популярности так называемых финских домов в России.
Стремление к эффективной организации жилого пространства реализовано в новых и пока еще непривычных для российского потребителя схемах планировки квартир. Так, внедряемая потихоньку в России концепция европланировки предусматривает несколько иной, нежели общепринятый в нашей стране, вариант размещения основных элементов жилья, а именно совмещение кухни и гостиной и меньшие по размеру площади других комнат. Такой подход позволяет людям относительно недорого приобрести двух- или трехкомнатную квартиру, немного поступившись уровнем комфорта.
Еще одно интересное нововведение на рынке — квартиры-трансформеры. Идея проста: «нарезку» жилья на отдельные функциональные зоны можно в случае необходимости переделать по уже готовому и рассчитанному планировочному проекту — например, из «двушки» сделать «однушку» или «трешку» или наоборот, сохранив при этом необходимые для комфортного проживания параметры.
Наконец, знаменитое финское качество, как и склонность к экономному расходованию ресурсов и функциональности в дизайне, тоже проистекает из особенностей мировоззрения. Если для финнов производственный процесс выглядит как каждодневные планомерные усилия на пути к цели, то есть к выпуску конкретного продукта со строго определенными параметрами, то в России пока еще есть место подвигу, который чаще всего становится следствием не до конца отлаженных бизнес-процессов. И, конечно, важная составляющая финского подхода — контроль качества на всех этапах, от проектирования до приемки.
Экономика не пугает
Как показывает практика, финские строительные компании устойчивы не только к российским климатическим, но и к политическим и экономическим особенностям. Сказывается ли и здесь фактор соседства, сказать трудно, но вот с тем, что запас прочности у них велик, не поспоришь.
Нынешней весной Финско-российская торговая палата (ФРТП) опубликовала очередной выпуск «Барометра финско-российской торговли» — исследования, в ходе которого опрашиваются более 300 топ-менеджеров компаний из Финляндии, ведущих бизнес в России, а также отраслевых экспертов.
Выяснилось, что оценки перспектив развития российской экономики сместились по сравнению с предыдущим исследованием в негативную сторону из-за усиления политической нестабильности, сложностей с таможней, а также из-за колебаний курса рубля и низкого потребительского спроса.
Уверенность в росте экономики выразили менее половины опрошенных, что свидетельствует о негативном тренде по сравнению с предыдущими опросами, когда доля оптимистов достигала 60%. Около 40% респондентов полагают, что не будет ни роста, ни падения, небольшая доля ответивших опасается рецессии.
В том, что касается своего бизнеса, а не экономики в целом, картина похожая: 40% респондентов сообщили, что их компании выросли, у 15% обороты сократились, остальные не зафиксировали изменений.
Однако относительно перспектив российско-финских отношений настроения уже получше: более половины финских компаний ожидают роста своего бизнеса, а вот сокращения не предвидит почти никто.
Как прокомментировала итоги исследования директор ФРТП Яана Реколайнен, обострившиеся отношения между Россией и Западом «увеличили неопределенность и затуманили перспективы развития российской экономики, что выражается в снижении ожиданий ее роста». С другой стороны, компании, по ее словам, «чувствуют себя уверенно в своем бизнесе и повышают активность на рынке».
Лаури Пакканен среди основных вызовов для финских застройщиков называет сложности с поиском подходящих для строительства «пятен» по разумной цене, а также ослабление покупательной способности населения РФ и изменения законодательства, в частности, касающиеся ипотечного рынка.
Впрочем, судя по опросу компаний, все эти негативные факторы (к тому же не то чтобы сильно новые) не мешают им вести бизнес и даже наращивать обороты.
«Во время кризиса мы не ушли и не уйдем с российского рынка, как уже поступили или собираются, по их собственным заявлениям, поступить многие западные подрядные компании, чье решение может зависеть не только от них самих, но также от политиков, официальных лиц или даже от общественного мнения в их странах», — говорит генеральный директор «Хака Москва» Клаус Диктониус. По его словам, компания, наоборот, разрабатывает специальную модель реализации проектов в кризисный период.
Сейчас, продолжает Клаус Диктониус, вследствие различных санкций и контрсанкций импорт в Россию многих товаров не осуществляется. Однако строительство предприятий и импорт производственного оборудования, которое необходимо для локализации производства таких товаров, под санкции не подпадают. Это дает компании основание «рассматривать ситуацию с точки зрения строительного подрядчика скорее как новую возможность, а не как угрозу», — говорит он.
«Несмотря на все политические события, РФ и Финляндия с середины девятнадцатого века развивали свои экономические отношения, в какой-то степени эта долгая история стала своего рода “прививкой от страха” в веке нынешнем», — отмечает Таисия Селедкова.
Позитивный фон создается новостями о запуске новых проектов. Так, компания Peikko Group, производитель соединительных бетонных элементов, открыла в 2018 году новый завод в Санкт-Петербурге, в который инвестировала более шести миллионов евро. Завод ориентирован на потребителей из России, Казахстана и Белоруссии. По словам председателя правления Peikko Group Топи Паананена, необходимость в собственных мощностях в нашей стране вызвана как раз тем, что сегодня выгодно выпускать продукцию в России и продавать ее за рубли. К тому же спрос на нее остается на хорошем уровне.
SRV ввела в строй новый торгово-развлекательный центр в Мытищах, теперь в ее портфеле три подобных объекта. Один из них, «Жемчужную плазу» в Петербурге, финны уже готовятся продать, поскольку арендодатели разобрали все места еще с момента запуска центра несколько лет назад, и за это время посещаемость ежегодно ставила рекорды. Неплохо идут дела и в другом петербургском ТРЦ, которым управляет компания SRV, — «Охта Молл». Одним словом, признаков стагнации не видно.
YIT, в свою очередь, планирует сохранить регионы присутствия и неплохие темпы роста. В будущем компания намерена зарабатывать не столько на строительстве, сколько на обслуживании собственных домов, — клиентская база для этого уже достаточно большая.