Время обновления: вызовы и возможности

Борис Грызлов
25 июня 2018, 00:00

Для развития крайне важно, чтобы непростые проблемы, вопросы долгосрочной перспективы, оценки существующей и прогнозируемой ситуации вышли «из тени» и были открыты для экспертной и общественной дискуссии

ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

 64-02.jpg ТАСС
ТАСС
Указ президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначил исторические рубежи, которых предстоит достичь российскому обществу и государству. Они не только предполагают достижение ряда количественных показателей, но и потребуют качественных перемен во всех сферах жизни. И особенно — в качестве системы управления. Речь идет об обновлении государства, обновлении страны.

Среди ключевых условий обновления — высокие темпы работы. Они заданы тем обстоятельством, что указ главы государства подписан 7 мая 2018 года — в первый день нового президентского срока. На данный момент в органах исполнительной власти, законодательной власти начато не только обсуждение, но и формирование конкретных планов действий по широкому кругу направлений.

Подготовка уже коснулась и наиболее сложных, наиболее спорных вопросов социально-экономического развития. При всем разнообразии мнений и предлагаемых подходов, крайне важно, что непростые проблемы, вопросы долгосрочной перспективы, оценки существующей и прогнозируемой ситуации сейчас выведены «из тени» и открыты для экспертной и общественной дискуссии. Результаты этой дискуссии не предопределены, но ее необходимость, ее польза несомненны. Новые амбициозные задачи нельзя решать исключительно прежними методами, и это в полной мере касается и конкретизации задач, и подготовки решений, и обеспечения обратной связи. Для достижения прорыва нам необходимо внедрять новые практики и методы. Уже поэтому требует дополнительного внимания общественная повестка, связанная с выдвижением современных инициатив, решением острых, резонансных проблем, достижением параметров устойчивого развития территорий, предприятий.

Стоит отметить, что роль «фабрик мысли», интеллектуальных центров, гражданских институтов заключается не только в экспертизе решений, предлагаемых органами власти, но и в формировании собственных инициатив, а также базы поддержки и реализации таких инициатив. Не случайно на совещании, которое провели представители «Единой России» и Российской академии наук, была подчеркнута востребованность общественной платформы, сопровождающей технологическое развитие. Говоря шире, общественной платформы, которая сможет результативно содействовать прорывному развитию страны, в том числе выявлять проблемы и обозначать перспективы развития территорий, разрабатывать новые подходы к решению вопросов социально-экономического характера, способствовать обмену опытом между регионами и муниципалитетами.

Речь идет не только о более широком общественном участии, но и о сохранении и укреплении общественного единства, консолидации вокруг национальных целей. Нужно не поддаваться опасному заблуждению, что преобразования требуют обострения общественных конфликтов. В этом плане востребованы и заслуживают продолжения такие инициативы, как форум «Что нас объединяет», проходящий в формате общественного диалога.

Реализуя задачи развития страны, важно выносить предлагаемые решения не только на экспертное, но и на широкое общественное обсуждение. Необходимо активнее использовать информационные технологии, которые позволяют учитывать мнение и широкого круга граждан, и представителей экспертного сообщества в режиме онлайн. Предстоит обеспечить эффективную инфраструктуру диалога с использованием новых технологий и при участии новых организаций. Во многом именно в этом и кроется ключ к успеху.

Среди вопросов, требующих активного экспертного и общественного обсуждения, особую значимость имеет вопрос ресурсов, которые обеспечат достижение поставленных целей. Будет правильно, если в центре такого обсуждения будет не просто перераспределение имеющихся ресурсов, но в первую очередь их наращивание, создание новых возможностей. Именно этим вопросам будут посвящены доклады Высшего совета «Единой России» в 2018 году. Напомню, что сама практика подготовки докладов Высшего совета возникла в прошлом году, и по итогам обсуждения принято решение сделать такой формат ежегодным.

Особое внимание в докладах и в партийной работе в целом планируется уделить развитию территорий. Это тем более актуально, что в повестке дня — новая стратегия пространственного развития России. И такая стратегия должна отвечать на ряд совершенно новых вызовов, предопределенных автоматизаций и цифровизацией производственных и управленческих процессов. При ее разработке и воплощении нужно не только учесть накопленный опыт, но и осознать, что он далеко не в полной мере применим к современным условиям. Это первое.

Второе. Главные вызовы территориального развития сегодня носят именно технологический и тесно связанный с ним демографический характер. Автоматизация и цифровизация производственных и административных процессов способны привести к колоссальному высвобождению трудовых ресурсов. Причем, по ряду прогнозов, произойдет оно именно там, где эти ресурсы сегодня концентрируются, — в крупнейших агломерациях, в самых населенных районах. И произойдет вовсе не в соответствии с линейной тенденцией, а резко, по экспоненте, так, как протекают многие социальные и экономические процессы. Тем актуальнее уже поставленная задача выравнивания благосостояния граждан на всей территории страны. И не требует особых доказательств тезис, что неосвоенность или недоосвоенность территорий равно резкой утрате конкурентоспособности.

Нам необходимо учитывать экономические, социальные, технологические и другие особенности каждой территории. Индикатором и одновременно стимулом может стать использование цифровых технологий в планировании пространственного развития, в управлении пространственным развитием. Такие проекты, как создание интерактивной карты уникальных возможностей российских регионов, способны укрепить основы принятия управленческих решений, улучшить сопровождение социально-экономического развития.

Устойчивый рост в нашей стране возможен только на базе использования всего земельно-ресурсного потенциала, на базе лучшего исторического опыта и, конечно, не только в плане добычи, но и переработки и производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В последние годы ряд ценных примеров подхода к развитию уже дает российское сельское хозяйство, где используются методы как отраслевого, так и территориального планирования. Еще один ресурс прорыва — малое и среднее предпринимательство, эффективная поддержка которого способна укрепить базу устойчивого развития и в экономике, и в социальной сфере, и в политической жизни.

Третье. Важные вопросы связаны с дальнейшим развитием системы расселения и соответствующей транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры.

Крайне опасно, если это развитие будет идти как продолжение концентрации жителей в крупнейших агломерациях в ущерб остальной территории. Урбанизацию, безусловно, не остановить административными решениями, но она должна предполагать массовое строительство не только многоэтажных многоквартирных домов, но и жилья малоэтажных, в том числе индивидуальных форматов. Новые строительные технологии не только снижают стоимость индивидуального жилья, но и делают его более энергоэффективным и экологичным. Именно «сетевая» многоукладная пространственная урбанизация способна создать не только точки, но и «оси» развития страны и сделать это развитие устойчивым.

Курс на развитие российских регионов не означает снижения внимания к вопросам международного экономического взаимодействия, евразийской экономической интеграции. Напротив, укрепление интеграции — один из важных ресурсов развития и всей нашей страны, и ее регионов. Необходимо противопоставить практике нелегитимных «санкций» и торговых войн подходы, ориентированные на строительство экономики доверия. Именно так действует и будет действовать Россия, и это в интересах не только нашей страны, но и всего мира.

Понятно, что взаимодействие современных экономик во многом обусловлено как географией, так и историей. Уже эти факторы — но в первую очередь воля самих народов — делают приоритетным «контуром интеграции» Евразийский экономический союз. Мы видим укрепляющийся единый рынок ЕАЭС как надежную опору высокотехнологических отраслей, гарантию занятости для граждан, основу дальнейшего развития взаимовыгодного международного сотрудничества. Мы выступаем за то, чтобы дружеские, братские отношения между странами и народами были реальностью XXI века, не уходили в прошлое. Этот принцип последовательно проводится «Единой Россией» в межпартийном диалоге и находит поддержку наших коллег.

Наши интеграционные проекты не направлены против других государств, их суверенитета. Напротив, речь идет о формировании более благоприятных условий для равноправного сотрудничества, в том числе о сопряжении проектов международного характера. И в этом плане потенциал России, включая транзитный и технологический, является важнейшим фактором строительства Большой Евразии, евразийской интеграции в широком смысле слова.

 

Комментарии участников форума «Что нас объединяет?!»

 64-03.jpg

Андрей Громов, член Экспертного совета партии «Единая Россия»:

— Задачи форума во многом совпадают с теми задачами, которые поставлены перед Экспертным советом «Единой России». Борис Вячеславович Грызлов поручил мне вопросы диалога нашего совета с внешними экспертами. Такая площадка, как предстоящий форум, очень важна для обеспечения предстоящей работы, поскольку мы настроены на взаимодействие с широким кругом экспертных, гражданских организаций. В свою очередь и они заинтересованы в совместной работе.

Важно, что сейчас появляются инициативы, которые направлены на активизацию проектной деятельности. Одну из таких инициатив в середине июня на встрече в Центре социально-консервативной политики совместно представили участники проекта «Лидеры России», выпускники Школы российской политики, члены Палаты молодых законодателей. Они предложили сформировать общественную платформу и проектный центр для выработки подходов к важнейшим проблемам развития, для тиражирования позитивного опыта в регионах. Участники встречи приняли соответствующий меморандум, а дальнейшие предложения планируют вынести на обсуждение форума и его экспертных площадок.

 64-04.jpg

Виктор Конопацкий, помощник председателя Совета Федерации, директор Института комплексного территориального развития:

— Одной из основных регрессивных общественных характеристик была и остается нехватка доверия. Насколько важно доверие? Доверие — это качество отношений высокого уровня, которое влияет на многие государственные процессы, в том числе на социально-экономическое развитие. Даже на цифрах можно продемонстрировать, что доверие влияет на экономику. Чем выше доверие, тем ниже затраты. Рост доверия способен вывести экономику на траекторию устойчивого роста.

Все мы заинтересованы в том, чтобы экономика России была эффективной, основанной на передовых научных исследованиях, современном бизнесе, строгих экологических требованиях, социально ответственной, учитывающей реальные потребности человека. Все это становится возможным при условии создания атмосферы доверия между всеми субъектами социальных и экономических отношений. Это формирует и систему ответственности. Этому процессу в первую очередь способствуют проекты, обеспечивающие общественный диалог по самым спорным и острым вопросам. Обсуждение экономических, правовых, экологических, международных проблем позволит повысить уровень взаимного доверия не только между участниками обсуждения, но и между всеми гражданами нашей страны.

 64-05.jpg ТАСС
ТАСС

Владимир Плигин, член Высшего совета партии «Единая Россия»:

— Мы неоднократно возвращаемся к главному вопросу — вопросу источников роста и направлений развития нашего общества и государства. Россия драматически ищет ответ на этот вопрос несколько поколений, уже более ста лет.

Несомненно, были огромные рывки, например в начале двадцатого века. Но были и провалы, связанные с внешним воздействием, с войнами и трагизмом нашей истории.

Мы всегда искали тот «мотор», который должен был стать основанием развития: и в социалистической идее, и в мощном воздействии государства, когда государственная машина становилась основой.

Но в периоды мирного существования, когда вызовы уходили, наступала усталость от того предложения, которое не имело в себе основы, связанной с человеком. Как мы помним, были попытки найти формулу развития через различные общественные соревнования, соревнования хозяйствующих субъектов. К сожалению, как показали события конца восьмидесятых — начала девяностых годов, механизмы затормозились и не привели к нужному результату.

Поиск ответа на вопрос, что надо сделать для того, чтобы развитие ускорилось, актуален как никогда и нуждается в широкой общественной дискуссии.

Думаю, ответ лежит в чем-то глубинном — в поведении каждого члена общества, в нахождении «мотора» активности всех нас, в понимании того, что какого-то внешнего источника, который бы это предложил, не существует.

 64-07.jpg

Михаил Ветров, бизнесмен, полуфиналист конкурса «Лидеры России»:

— В текущей мировой политической ситуации, в условиях обострения отношений с западными державами, введения санкций и так далее особенно остро, на мой взгляд, стоит проблема интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Для нашей страны как никогда ранее важен вопрос укрепления отношений со странами бывшего СССР, так как теперь уже всем стало понятно, что фраза «Запад нам поможет» стала совсем неактуальной. «Запад» если и не является нашим прямым врагом, то максимум может стать партнером. Но при этом это партнерство приемлемо исключительно на равных, и никак иначе. А для этого необходимо соответствовать не только количеством вооружения, но и экономическим потенциалом.

Наш президент уже обозначил как одну из задач модернизации нашей финансовой системы отказ от привязки рубля к ненадежной и несправедливой мировой системе долларовых расчетов. В любом случае это очень сложная задача, которую многие страны уже пытались решить за последнее столетие, но у них это так и не получилось. С другой стороны, задачу можно было бы немного реструктурировать и не пытаться отойти от привязки самого рубля к доллару, а создать новую официальную межгосударственную криптовалюту и начать производить расчеты в ней. Идеальной площадкой для развертывания такой валюты и системы расчетов с ее помощью могли бы стать страны СНГ, в первую очередь Белоруссия и Казахстан. А в дальнейшем к системе можно было бы подключать и другие страны ЕАЭС. Расчеты при помощи криптовалюты будут альтернативны расчетам в долларах, притом что в отличие от долларовой массы, которую ни одна страна в мире, кроме США, контролировать не может, данные о находящейся в обращении криптовалюте имели бы все участники расчетов в режиме онлайн и с абсолютной достоверностью данных. Это бы могло стать настоящим прорывом в мировой финансовой системе, а наша страна смогла бы стать, так сказать, «законодателем мод» как в мире криптовалют, так и в мировой финансовой сфере в целом.

 64-06.jpg

Наталья Борщук, заместитель руководителя ГКУ «Представительство правительства Калининградской области при правительстве Российской Федерации»:

— Развитие регионов — очень важная тема. Мы должны так выстроить систему управления каждым регионом, чтобы она работала в соответствии со стратегическими приоритетами, была ориентирована на непрерывное развитие для лучшего решения жизненных ситуаций граждан, обеспечена необходимыми управленческими кадрами. Региональная власть должна оптимально использовать все доступные ресурсы. Новые вызовы требуют новых подходов. Нельзя, действуя по-старому, рассчитывать на новый результат. Мы должны переходить от порученческой модели управления регионами к сервисной модели регионального управления.

 64-08.jpg

Павел Сусин, директор по консалтингу ООО «Эй Ти Консалтинг», финалист проекта «Лидеры России»:

— Человек, особенно русский человек, живет в парадигме поиска смысла жизни, служения в той или иной мере семье, обществу, стране, решения государственных и региональных задач. Прежде всего мы должны дать людям понимание, для чего они живут в конкретном регионе, определить для них смысл жизни, показать идею полезности существования и развития. Это могут быть идеи преемственности поколений, идеи современного развития территорий, идеи построения цепочек добавленной стоимости и вовлечения территории в товарообмен в масштабах страны и мира.

При этом важна не просто декларативная подача идеи, а доказательство ее состоятельности успешным примером. Как это работает? Например, участие в конкурсе «Лидеры России» привело некоторых победителей к должности губернатора. Подобный успешный пример мотивирует значительную часть населения к повторению действий «чемпиона». Аналогичными примерами необходимо наполнять идеи векторов территориального развития.

 64-09.jpg

Сергей Волобуев, философ, политолог, член Координационного совета Российского социально-консервативного союза:

— На форуме «Что нас объединяет?!», который состоялся в 2017 году, мы поставили вопрос об общегражданской философии как реальной альтернативе государственной идеологии с одной стороны и принципу «мировоззренческого нейтралитета» государства — с другой.

Результатом исторического транзита, переживаемого российским обществом на протяжении последних десятилетий, должно стать обретение общегражданской философии как суммы презумпций, выступающих «рамочными» ответами на фундаментальные вопросы бытия человека и общества.

Общегражданская философия нисколько не умаляет конституционно гарантированный плюрализм мнений и позиций, однако создает основу для раскрытия потенциала, диалога и взаимопонимания представителей разных мировоззрений, представленных в нашем обществе. Кроме того, обретение общегражданской философии — это реальная альтернатива западным проектам построения публичного пространства, основанным на изъятии из него философско-мировоззренческой проблематики.

Мы должны формировать архитектуру общенационального публичного пространства, не вытесняя из него глубинные проблемы существования человека и общества, не пытаясь загнать общество в тупики безмыслия и политкорректности. Единственный ограничитель и одновременно базовый принцип российской общегражданской философии — это презумпция высокого духовного достоинства человека, его ценности, которую должны разделять и учитывать все стороны общественного диалога.

И еще: необходимость непротиворечивого толкования Конституции — один из ответов на вопрос, зачем нужна общегражданская философия. Наличие общегражданской философии является важнейшим условием конституционного суверенитета, о котором много пишет в своих работах председатель Конституционного суда России Валерий Дмитриевич Зорькин. И эта проблематика будет обсуждаться на предстоящем форуме.

 64-11.jpg

Юрий Зобов, коммерческий директор ПАО «Московский инструментальный завод», полуфиналист конкурса «Лидеры России»:

— На мой взгляд, цифровая экономика — это все-таки в первую очередь математическая модель реальности, в которой создаются реальные ценности. А цифровые технологии — это всего лишь инструмент. И перед его применением необходимо каждый раз задавать себе и разработчикам вопрос, в чем выгода от его применения, критерий тоже должен быть цифровой — «сколько?». Чтобы не получалось так, что раньше писали от руки две накладные через копирку, а теперь за то же время печатают четыре.

С другой стороны, развитие этих технологий происходит настолько быстро, что они становятся таким же ключевым источником преимущества перед конкурентами, как оборудование и управление. Лидерство в применении цифровых, дискретных технологий требует непрерывного обучения. И идти это обучение должно по двум сходящимся направлениям — «цифровики» должны глубже вникать в реальный мир, модели которого они строят, а мы, представители реального сектора, — изучать их язык и новинки их мира.

 64-10.jpg ТАСС
ТАСС

Олег Бударгин, вице-председатель Мирового энергетического совета (МИРЭС), координатор рабочей группы «Благосостояние и социально-экономическое развитие» Высшего совета партии «Единая Россия»:

— На сегодняшний день все основные стратегические цели развития нашей страны уже приняты и содержатся в майском указе президента. Задача исполнительных, законодательных органов власти и гражданского общества — сформировать конкретные решения для достижения поставленных целей. Это становится возможным в том числе благодаря развитию широкого общественного диалога по различным направлениям.

Сегодня мы стоим на пороге нового технологического цикла. Это означает, что и в реализации поставленных президентом целей мы будем использовать новые механизмы и технологии. Поэтому необходимо, во-первых, учесть все ошибки прошлого — последствия масштабной индустриализации и урбанизации ХХ века. Эти факторы оказали значительное негативное влияние на состояние окружающей среды, и, соответственно, на качество жизни многих поколений всех жителей планеты.

Одной из главных задач в новом технологическом цикле я считаю необходимость разработки единых правил и стандартов развития технологий и материалов, производства и добычи. Таких правил, которые будут учитывать влияние технологического развития на экологию. Правил, которые сделают технологии не только безопасными, но и доступными. Решение этих задач позволит значительно повысить уровень благосостояния наших граждан.

Для разработки новых механизмов природосбережения нам нужны различные форматы обсуждений и разработки решений в вопросе сохранения экологического баланса. России необходимо не только присутствовать на международных экологических площадках, но и инициировать собственные, на своей территории. Это значительно повысит роль нашей страны в решении глобальных вопросов экологии.