Когда в Сингапуре, позабыв о предшествующих угрозах и оскорблениях, мило улыбались друг другу Дональд Трамп и Ким Чен Ын, в Женеве второй день работали ведущие российские и западные эксперты в сфере ядерной безопасности, сокращения вооружений и нераспространения ядерного оружия. Излишнего оптимизма по поводу встречи лидеров США и КНДР участники Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы не высказывали.
«Я не верю в денуклеаризацию Северной Кореи при нынешнем режиме. И Трамп, и Ким заинтересованы лишь в положительном резонансе встречи. Трамп — по внутриполитическим соображениям: он должен показать, что чего-то добился. Я думаю, дело ограничится общим и туманным заявлением с обеих сторон», — заметил в интервью «Эксперту» Юрий Назаркин, заместитель секретаря Совбеза РФ, профессор Женевской школы дипломатии и международных отношений. Дипломат, некогда возглавлявший делегацию СССР на переговорах с США по ядерным вооружениям (СНВ-1), оказался прав. В итоговой декларации стороны обозначили приверженность идее отказа КНДР от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности. Но никаких сроков и форматов будущих соглашений не указали. Продолжение этих переговоров выглядит туманным. КНДР не Ливия и в обмен на красивые обещания ядерные запасы не сдаст (если вообще планирует когда-нибудь провести полную денуклеаризацию).
И тем не менее встреча в Сингапуре стала единственным светлым пятном на фоне глобальной ядерной нестабильности. Продолжается беспрецедентная почти за пять десятилетий пауза в переговорах по стратегическим вооружениям. Всерьез не обсуждается даже продление Пражского договора по СНВ, который заканчивается в 2021 году. Выход США из иранской ядерной сделки и перспективы выхода из нее европейских стран под давлением из Вашингтона вновь возвращают на повестку дня ядерные амбиции Тегерана. За которыми уже маячат перспективы дестабилизации ближневосточного региона, вероятно, новой войны, появление новых участников клуба ядерных держав.
«Мы стали свидетелями повышения напряженности между Россией, Соединенными Штатами и Китаем, роста военного противостояния и соперничества в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в западной части Тихого океана и в Арктике. Общий тренд военно-политической обстановки в сфере задач Люксембургского форума таков, что ситуация постоянно становится все более напряженной, угрожающей и труднопредсказуемой, — полагает президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор.