Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил правительству уравнять в правах работающих пенсионеров с работниками других возрастов и пересмотреть системы финансирования пособий по безработице и программ профессиональной переподготовки кадров. Об этом в интервью «Эксперту» рассказала Марина Москвина, управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП.
— Марина Валерьевна, в чем суть предложений РСПП и каковы основные предложения союза по пенсионной реформе?
— Концептуально РСПП поддерживает предложение о повышении пенсионного возраста. Но мы считаем, что для принятия решений о конкретных параметрах и порядке его повышения надо провести детальную оценку влияния этих мер на экономику, а также рисков и последствий реализации законопроекта для рынка труда, для занятости молодежи, для системы защиты от безработицы.
Кроме того, мы полагаем, что никакие изменения пенсионной системы не должны разрушать принципы социального страхования, заложенные в нее. Ярким примером ее нестрахового характера является отношение к работающим пенсионерам. Известно, что их пенсии не индексируются, а пенсионные права формируются в пониженных объемах. Так, если просто работник может заработать десять баллов по балльной системе, то для работающего пенсионера предельный размер балльного коэффициента — три. На самом деле страховые взносы за них работодатели платят в полном объеме — но их права формируются в пониженном размере. Соответственно, если будет повышен пенсионный возраст, число работающих пенсионеров сократится и можно вернуть нормальный подход к ним.
— РСПП предлагает полностью пересмотреть сложившийся институт назначения досрочных пенсий?
— Учитывая, что списки профессий работников, которые имеют право на досрочный выход на пенсию, сформированы еще в советские времена, надо в принципе оценить, сохранились ли основания для него. Кроме того, сегодня человек работает в сложных или опасных условиях труда, дающих ему право на досрочную пенсию, приобретает соответствующий стаж и достигает определенного возраста, ему назначают пенсию, и он продолжает работать в тех же условиях. Это в принципе неправильный подход, с нашей точки зрения. Мы поддерживаем подход, при котором вместо досрочного выхода на пенсию регулярно оценивают степень утраты профессиональной трудоспособности и в случае проблем со здоровьем выплачивают соответствующие пособия (компенсации) из фонда социального страхования, при этом работника выводят с этого рабочего места.
— Интересы каких групп работодателей выражает позиция РСПП? Согласны ли с ней профсоюзы?
— Это члены РСПП — крупный и средний бизнес, а поскольку это еще и позиция стороны работодателей РТК (Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. — «Эксперт»), то там представлен и малый бизнес тоже. Так что предложения отражают позицию бизнеса в целом. С профсоюзами мы ведем консультации, когда эти предложения получают форму уже неких законопроектов или проектов нормативных актов. А сейчас это позиция РСПП.
— РСПП предложил государству заняться масштабной переподготовкой пожилых. Сколько средств может на это потребоваться?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить, какова потребность в переподготовке. Вот есть, например, программа повышения производительности труда и поддержки занятости, в которой участвуют пока не все регионы. Предполагается, что в 2018 году из средств федерального бюджета будет выделено около 500 миллионов рублей, но это лишь эксперимент.
— Как можно сократить риски безработицы в случае повышения пенсионного возраста?
— Нужно выстраивать систему защиты от безработицы, думать, каким образом безработных граждан переподготавливать. Сегодня активные программы на рынке труда финансируются из двух источников: пособия — из средств федерального бюджета, а программы, включая переподготовку, — за счет средств субъектов РФ. Естественно, денег в региональных бюджетах немного, и финансирование активных программ сжимается. Тут есть два варианта. Первый: в случае передачи финансирования взносов за неработающее население по ОМС на федеральный уровень у субъектов РФ высвободятся серьезные средства. За счет этого можно было бы расширить систему переподготовки граждан в целях их трудоустройства. Второй: сейчас законодательно закреплено, что пособия по безработице финансируются за счет федерального бюджета, а активные программы на рынке труда, как уже отмечалось, — из средств субъектов РФ; можно поменять источники финансирования местами.