Крылатый шантаж

2 июля 2018, 00:00
Если США все же введут санкции против Турции, Lockheed Martin потеряет порядка 12 млрд долларов

Вокруг приобретения Анкарой американских истребителей F-35 разрастается крупный скандал. Сенат США принял свой вариант проекта военного бюджета на 2019 год, в котором содержится прямой запрет на передачу Турции этих самолетов. Более того, главе Пентагона Джеймсу Мэттису поручено исключить Турцию из состава партнеров программы производства F-35. «Безрассудное поведение турецких властей привело к тому, что стратегические решения этой страны, к сожалению, все больше и больше не соответствуют требованиям США, а иногда и прямо им противоречат. Это делает передачу чувствительных военных технологий крайне рискованной», — заявил сенатор-республиканец Джеймс Лэнкфорд. А помощник госсекретаря Уэсс Митчелл прямо предупредил, что если Турция все-таки купит российские системы ПВО С-400, то Вашингтон неминуемо введет против нее санкции в соответствии с законом «О противодействии врагам Америки».

Истерика американцев объясняется просто. Если Турция все-таки получит F-35 и С-400, она станет единственной в мире страной, обладающей опытом противодействия сразу двум новейшим системам вооружений. Местные военные смогут создать точный радиолокационный портрет американского истребителя. Для этого достаточно поднять его в воздух и включить в боевой режим С-400. Облучив F-35 радаром на различных дистанциях и под разными углами, операторы очень быстро научатся отсеивать помехи и распознавать в слабенькой метке на радаре новый американский самолет. А значит, и точно выдавать на него целеуказание. И вот тут станет ясно, что F-35 отнюдь не так хорош, как говорят американцы. В Lockheed Martin любят хвастаться, что их детище отражается на радаре «как мячик для гольфа», а его эффективная поверхность рассеяния (ЭПР) не превышает 0,0001 кв. м. Но если такой показатель и достигнут, то только при лобовом воздействии радара другого такого же самолета на одинаковой высоте. А вот на других режимах ЭПР F-35 больше как минимум на два порядка. Эта информация вполне может стать препятствием для экспорта F-35 в такие пока еще не определившиеся страны, как Германия, Индия или Бельгия.

Но есть и еще один важный момент — позиция Израиля. Эта страна считает Турцию одним из главных своих потенциальных противников. Конечно, не таким опасным, как Иран, зато намного «менее предсказуемым». Здесь уместно вспомнить попытку Анкары прорвать блокаду Газы в 2010 году. Тогда по указанию турецких властей к побережью Палестины отправился караван из шести судов, названный «Флотилией свободы». Все они были перехвачены израильскими ВМС, при этом в столкновениях погибло восемь граждан Турции. Поэтому Тель-Авив всегда будет стремиться предотвратить рост военного потенциала Анкары. Если сейчас Турция перед Израилем фактически беззащитна, то с появлением у нее F-35 и С-400 исход возможного военного противостояния между двумя странами уже не очевиден.

Но больше всего американцы боятся того, что турки поделятся радиолокационным портретом F-35 с нами. «Это просто сумасшествие — дать русским информацию о нашем истребителе, — говорит сенатор-демократ от штата Мэриленд Крис Ван Холлен. — Они выявят любые уязвимости и воспользуются ими. Будут знать, как лучше всего атаковать F-35». Впрочем, не факт, что сенатский проект закона останется в неизменном виде. Его еще должна одобрить Палата представителей, а затем и весь Конгресс. И только после этого документ поступит на подпись к Дональду Трампу, который и примет окончательное решение. А пока этого не произошло, Пентагон и Lockheed Martin, делают все возможное, чтобы сохранить партнерство с Турцией. Буквально на днях в Форт-Уэрте в штате Техас представители Lockheed Martin с большой помпой провели торжественную церемонию закрепления за турецкими ВВС первых двух F-35. «Это праздник технологического прорыва, мастерства и партнерства, кульминацией которого стала передача этих самолетов правительству Турции», — заявил вице-президент Lockheed Martin Орландо Карвалью. Но на самом деле акта сдачи-приемки никто не подписывал. А оба F-35 тут же направились на базу ВВС США в Аризоне, где турецким летчикам предстоит пройти почти годовой курс обучения. И только в ноябре 2019 года истребители могут быть переданы Турции, если новый американский закон не будет изменен. В противном случае Lockheed Martin придется вернуть аванс за приобретенные самолеты и компенсировать Турции расходы на НИОКР и изготовление компонентов для F-35. И это грозит американской корпорации крупными потерями. Известно, что Турция уже перечислила порядка 800 млн долларов за F-35 и еще несколько сотен миллионов вложила в производство комплектующих для них. Всего же Анкара хотела приобрести сто истребителей на 12 млрд долларов. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу уже поспешил заявить: если проект закона, принятый Сенатом США, не будет изменен, реакция его страны последует незамедлительно. А премьер-министр Турции Бенали Йылдырым особо подчеркнул, что «такой сценарий развития событий хотя и вызывает сожаление, но Турция в любом случае не останется без альтернативы». Это прямой намек на развитие ВТС с Россией. Не секрет, что Турция уже пять лет реализует программу создания собственного легкого истребителя пятого поколения TF-X. Но идет она со скрипом, главным образом потому, что в качестве важнейших индустриальных партнеров турецкая промышленность выбрала шведскую Saab и британскую BAE Systems. Но шведы и британцы полностью зависят от США и не могут поставлять компоненты систем вооружений без их согласия. А в свете последних событий для проекта TF-X это обстоятельство — приговор. Иное дело Франция и Россия. Французская корпорация Dassault уже присоединилась к программе TF-X, предложив создать программное обеспечение для его проектирования. Хороший шанс есть у нашей страны. «Мы можем предложить помощь в создании сначала аванпроекта, а потом и опытной модели. В частности, продуть ее в ЦАГИ, — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Наконец, есть варианты партнерства в области конструирования двигателя для TF-X на базе газогенератора “изделие 30” — этот новейший двигатель испытывается сейчас на Су-57. Кроме того, мы можем оказать содействие в создании радаров с активной фазированной антенной решеткой — они у нас превосходят почти все мировые аналоги».

В результате турки получат первоклассную машину для завоевания господства в воздухе и полную независимость от США и их сателлитов. Что же касается С-400, то, как заявил сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, этот вопрос уже закрыт. Москва поставит Анкаре два полковых комплекта этих систем общей стоимостью 2,5 млрд долларов до конца следующего года. Заметим, что сделка заключена на очень выгодных условиях. Во-первых, мы предоставили Анкаре кредит почти на 1,3 млрд долларов. А во-вторых, на втором и третьем этапах исполнения контракта целый ряд комплектующих для С-400 будет производиться в Турции. Это настолько обрадовало Эрдогана, что он предложил Владимиру Путину организовать еще и совместное производство разрабатываемой сейчас системы ПВО С-500. Но это уже предмет для новых переговоров.