Завершение крупнейших инфраструктурных проектов последних лет на Юге России (объектов сочинской Олимпиады и чемпионата мира по футболу, а также Крымского моста) резко остудило региональный рынок цемента. Теперь на первый план выходят иные «долгоиграющие» драйверы, способные поддержать развитие отрасли и ее техническое перевооружение, — в первую очередь это строительство дорог с цементобетонным покрытием. По мнению председателя правления некоммерческой организации «Союзцемент» Михаила Скорохода, это направление позволит в среднесрочной перспективе увеличить
потребности в цементе в России на 10 млн тонн. В компании «Кавказцемент» (входит в холдинг «Евроцемент груп» Филарета Гальчева) считают, что дополнительным стимулом для развития может стать программа реновации устаревшего жилого фонда, которая в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах пока находится на стадии обсуждения.
Инфраструктурный стоп-кран
Уже ставшие привычными за последнее десятилетие локомотивы роста цементной отрасли Юга России в нынешнем году в большинстве своем прибыли на конечную станцию и отправились в депо. Строительство спортивных объектов Сочи, Ростова-на-Дону и Волгограда завершено, равно как и нового аэропорта донской столицы, ряда крупных мостовых переходов, объектов гостиничной, инженерной, энергетической и газовой инфраструктуры. Запущен в эксплуатацию и Крымский мост (за исключением его железнодорожной части).
В пиковые годы олимпийского строительства в Сочи генподрядчик «Олимпстрой» потреблял чуть менее половины всего цемента в России — 27–28 млн тонн (общее потребление в стране в 2012–2014 годах — 64–71 млн тонн). Тогда отечественные цементные заводы с задачей насыщения рынка не справлялись (общее производство не превышало 50 млн тонн) и приходилось импортировать «хлеб строительства» из Турции, Ирана, Армении, Украины, Белоруссии и Казахстана.
После Олимпиады к основным потребителям цемента на Юге добавился Крым, принесший с собой весь набор постукраинских инфраструктурных проблем. Из-за этого и средние цены заводов-производителей в 2015–2018 годах выросли на 17,5%, с 2861 до 3361 рублей за тонну — с сильным опережением инфляции.
Однако сегодня нагрузка на заводы спала — стадионы, мосты, аэропорты построены. По данным «Союзцемента», производство цемента на Юге России в прошлом году стабилизировалось (в ЮФО — на уровне около 9 млн тонн, в СКФО — чуть более 2 млн тонн, притом что общий выпуск в стране составил 54,7 млн тонн). Потребление же заметно упало по всей стране — с 71 млн тонн в 2014 году до 55,5 млн тонн в 2017-м, а на Юге еще более резко — с 30 до 10,9 млн тонн. Импорт цемента на Юге был незначительным — около 260 тыс. тонн, или чуть более 2% потребления против 15% в 2013 году.
Более того, в апреле текущего года, в преддверии начала строительного сезона, производство цемента на Юге составило 776 тыс. тонн, а потребление — 600 тыс. тонн. Рынок оказался в ситуации перепроизводства с явной перспективой стагнации, как во время кризиса 2009–2011 годов. Потребность в переориентации поставок на новые крупные проекты стала весьма актуальной.
Смена составов
Опрошенные «Экспертом» аналитики сходятся во мнении, что заменить «ушедшие в депо» локомотивы отрасли на Юге России могут крупные жилищные и дорожные программы.
«Несмотря на то что многие проекты строительства инфраструктуры завершены, жилищное строительство способно обеспечить цементную промышленность заказами на среднесрочную перспективу. Сейчас складываются весьма привлекательные условия для реализации проектов в сфере жилищного строительства в регионе, тогда как снижение ставок по ипотеке способствует повышению доступности жилья для населения», — полагает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
«Профицит мощностей может отчасти быть востребованным в жилищном строительстве, если его динамика будет позитивной. В прошлом году в ЮФО было введено на 6,5 процента больше общей жилой площади по сравнению с 2016 годом, притом что в целом по РФ наблюдалось снижение на 2,1 процента», — говорит Дмитрий Виноградов, директор представителя АО "ФИНАМ" в Краснодаре.
Позитивным фактором для отрасли в краткосрочной перспективе эксперты также называют дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ и ставок по ипотечным жилищным кредитам.
«Основной драйвер роста строительства в целом и цементной отрасли в частности — выполнение майского указа президента России Владимира Путина, в том числе ввод 120 млн квадратных м жилья в год, что должно обеспечить ежегодный рост строительства на восемь–десять процентов. — считает вице-президент по продажам и логистике АО “Евроцемент груп” Виктор Саратовкин. — Кроме того, активно распространяется технология применения цемента для укрепления и стабилизации грунтов при строительстве и ремонте дорожных одежд и земляного полотна. Эта технология позволяет строить дороги с высокими показателями прочности и износостойкости, продлить срок их эксплуатации без последующих ремонтов при значительном сокращении стоимости и сроков строительства и ремонта».
Строительство дорог с цементобетонным покрытием также считается очень перспективным направлением как с точки зрения их долговечности, так и для загрузки профицитных мощностей цемзаводов. К примеру, масштабное строительство автодорог в Крыму и сети дорог в Краснодарском крае, на Таманском полуострове при подъезде к Крымскому мосту, только разворачивается.
«Строительство цементобетонных дорог закреплено в Стратегии развития промышленности стройматериалов до 2030 года, согласно которой доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием должна быть доведена до 50 процентов от общего объема, — говорит Михаил Скороход. — Таким образом, активное использование возможностей расширения рынка позволит увеличить потребление цемента в России на 10 миллионов тонн в год, в ЕАЭС — на 12 миллионов тонн».
Еще один драйвер роста потребления — распространение технологии строительной 3D-печати. Аддитивные технологии позволяют повысить эффективность и сократить издержки строительства, создавать современные, экологичные, энергоэффективные дома и сложные архитектурные формы при одновременном снижении стоимости жилья. В «Союзцементе» считают, что при дальнейшем распространении инновационных технологий в строительстве потребление цемента может вырасти сразу на два миллиона тонн в год.
Перспективы потребления южнороссийского цемента создает также активное строительство портовых мощностей макрорегиона — Новороссийска, Темрюка, Тамани, Ростова-на-Дону, Махачкалы, каспийского порта Оля.
Вопрос лишь в том, кто именно будет насыщать макрорегиональный рынок цемента, на котором уже много лет никаких изменений не происходит.
Новичков не ждут
Южнороссийский рынок цемента — один из самых сбалансированных в России, на четко определены «сферы влияния» основных игроков. На рынке присутствует и глобальный игрок в лице «Евроцемент груп» (владеет «Кавказцементом» в Карачаево-Черкесии), и местные игроки — «Новоросцемент» (им владеет предприниматель Лев Кветной, 8% отечественного рынка), АО «Себряковцемент» (собственники — физические лица, контролирует 4,85% отечественного рынка), Верхнебаканский цементный завод (ВБЦЗ, собственник — близкое к Льву Кветному ООО «Газметаллпроект», 3,2% рынка), промышленная группа «Деловой центр» (владеет ООО «Атакайцемент» и ЗАО «Углегорскцемент», контролирует 13% рынка Краснодарского края). Локальные мощности распределены следующим образом: совокупные мощности «Новоросцемента» могут обеспечить выпуск до 5,7 млн тонн цемента в год, «Себряковцемент» способен выпускать около 4,06 млн тонн, «Кавказцемент» — 3 млн тонн, Верхнебаканский цементный завод — 2,3 млн тонн в год, предприятия группы «Деловой центр» — более 650 тыс. тонн.
Как известно, транспортировка цемента рентабельна, если расстояние от завода не превышает 500 км. Поэтому поволжский «Себряковцемент» почти полностью закрывает потребности в нем Волгоградской, Астраханской, Саратовской областей и Калмыкии (и частично экспортирует цемент в Казахстан и Азербайджан). «Кавказцемент» обеспечивает республики Северного Кавказа. Заводы «Новоросцемента» и прочие предприятия отправляют свою продукцию в Крым, на Дон, Кубань, Ставрополье, а также экспортируют в Абхазию и Южную Осетию.
Профицит мощностей на Юге сегодня оценивается в 40%, и появление здесь других игроков маловероятно. Если до кризиса в Ростовскую область планировала прийти французская Lafarge, намеревавшаяся, по утверждению ее генерального директора Жоржа Моризо, вложить 300 млн евро в строительство предприятия, работающего «сухим способом», мощностью 1,8–2,4 млн тонн в год, то после него эти планы испарились вместе с инвестором.
По мнению Виктора Саратовкина, «сухой способ производства цемента — наиболее современная и энергоэффективной технология. Модернизация предприятия с переводом на сухой способ фактически представляет собой строительство нового завода — это очень капиталоемкие проекты, требующие значительных инвестиций. В условиях спада в строительной отрасли и нестабильного курса рубля стоимость их реализации значительно выросла, так как поставщики оборудования и базового инжиниринга для строительства новых сухих линий по производству цемента — иностранные компании».
Время инноваций
Поэтому конкурировать между собой за поставки на строительство жилья и дорог южнороссийские игроки сегодня могут только за счет повышения эффективности уже действующих производств.
К примеру, «Новоросцемент», Верхнебаканский цемзавод и «Себряковцемент» даже во время кризиса сумели провести частичную модернизацию с наращиванием производственных мощностей, что позволило первым двум стать основными поставщиками для олимпийского строительства в Сочи. Поволжцы вкладывают 5,3 млрд рублей в реконструкцию печи № 7, ВБЦЗ утвердили программу выпуска облигаций на 10 млрд рублей для продолжения технической модернизации.
Сегодня собственники «Кавказцемента» вкладывают порядка 2 млрд рублей в новый этап реконструкции, который предполагает перевод предприятия на новую технологическую платформу.
В прошлом году была запущена линия паллетирования готовой продукции и автоматизированная линия транспортировки и модульной отгрузки навального цемента в специализированный автотранспорт. Строительство автоматизированной линии для загрузки готовой продукции в цементовозы (40 тонн), с одной стороны, сократило время загрузки с двадцати до пяти минут, с другой — за счет использования специальных фильтров заметно сократился выброс пыли в процессе отгрузки.
На втором этапе на предприятии предполагается ввести систему мобильного мониторинга состояния технологического оборудования, построить мельницу нового поколения, работающую по замкнутому циклу, производительностью 153 тонн в час. Она позволит заменить сразу три из пяти ныне действующих мельниц завода и будет выдавать продукцию высших марок (бездобавочный цемент марки 400).
Экономический эффект от налаживания собственной генерации сомнения не вызывает: благодаря повышению рентабельности продукции карачаево-черкесский завод «Евроцемент Групп» сможет серьезно потеснить в регионе своего главного конкурента — «Новоросцемент». А за счет более удобного транспортного плеча цемент из КЧР станет более выгоден для потребителей в СКФО.
Таким образом, основные игроки Юга, реализуя программу энергоэффективности, стараются добиться конкурентных преимуществ. Пока других способов перераспределения их рыночных позиций не предвидится.
Ростов-на-Дону