Аресты, обыски, тюремные сроки. Беспрецедентные скандалы вокруг махинаций с данными о вредных выбросах дизельных автомобилей продолжаются. Сейчас они перекинулись из США в Европу: например, в Германии в июне был задержан руководитель автомобильного концерна Audi Руперт Штадлер, в его квартире прошел обыск, и теперь он официально обвиняется в мошенничестве и подлоге. В Штутгарте идут обыски в офисе компании Porsche, прокуратура ведет расследование в отношении трех высокопоставленных менеджеров, один из которых —член правления концерна.
Одновременно прокуратура Штутгарта уже более года ведет расследование в отношении сотрудников Daimler, которых обвиняют в мошенничестве и использовании рекламы, оперировавшей неверными показателями о содержании вредных веществ в выхлопных газах. В отношении BMW с марта этого года прокуратура Мюнхена ведет расследование, подозревая баварского автомобилестроителя в том, что примерно на 11 тысячах дизельных автомобилях было установлено программное обеспечение, позволяющее скрывать данные о высоком уровне вредных веществ в выхлопах. В подлоге данных о выхлопе автомобильных двигателей обвиняют также Opel. Наконец, 13 июня судебные органы Германии приняли решение, что по итогам расследования Volkswagen должен в Германии заплатить штраф в размере миллиарда евро по делу о манипуляциях с программным обеспечением дизельных двигателей.
На фоне этих скандалов дизельные моторы вызывают всю большую критику, этот тип двигателей обвиняют в неэкологичности. Обсуждается даже полный запрет дизельных машин. Например, в Германии власти Гамбурга в середине июня уже утвердили первый запрет на проезд дизельных машин на двух участках центральной автомагистрали протяженностью 0,58 и 1,6 км. Вполне возможно, что в скором времени этому примеру последуют муниципальные власти других европейских городов.
Удар по автопроизводителям
Гонения на дизельные машины наносят серьезный удар по европейскому автопрому. До сих пор они занимают значительную долю автомобильного рынка, которая в последнее время начала снижаться: по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в рекордном для дизельных моторов 2011 году доля продаж машин с этими двигателями в Европе составляла почти 56% всех новых машин. По итогам же прошлого года она сократилась до 44% (см. график) и продолжает падать: по данным исследовательской компании ААА Data, за первый квартал продажи в абсолютных величинах снизились на 17%.
Из-за столь серьезного падения продаж компании, связанные с дизельными технологиями, несут большие убытки. В последнее время они пытаются заявить, что на самом деле моторы на «тяжелом» топливе не так страшны для окружающей среды. А некоторые новые технологии позволяют сделать их даже более экологичными, чем моторы бензиновые.
В частности, с подобным заявлением недавно выступил один из ведущих мировых производителей автомобильных компонентов (в том числе для дизельных моторов) компания Bosch, которая центральной темой своего традиционного ежегодного отчета о деятельности концерна сделала вопрос о будущем дизельных двигателей.
На пресс-конференции в Штутгарте председатель правления Bosch Фолькмар Деннер заявил об успешном финансовом годе компании: выручка от продаж выросла до 78,1 млрд евро, а прибыль (до уплаты налогов) достигла рекордных 5,3 млрд евро. Однако Bosch не без оснований опасается, что снижение спроса на машины с дизельными моторами в ближайшем будущем больно ударит по бизнесу компании, так как значимая доля ее продаж в области автокомпонентов связана с моторами такого типа. «У дизеля определенно есть будущее. Сегодня мы бы хотели раз и навсегда поставить точку в дискуссии о закате дизельной технологии», — заявил Фолькмар Деннер.
Более экологичный, чем бензин
В ходе пресс-конференции Bosch представил новую технологию: в частности, чтобы добиться низких показателей вредных выбросов, инженеры компании усовершенствовали систему впрыска топлива, разработали новую технологию управления потоками воздуха (air management system), а также создали интеллектуальную систему управления температурой сгорания (intelligent temperature management). Например, для обеспечения оптимальной нейтрализации вредных оксидов азота температура выхлопных газов должна быть выше 200 °C. В городских условиях автомобили зачастую не успевают прогреться до этой температуры. А благодаря новой интеллектуальной системе управления температурой для дизельных двигателей, которая в активном режиме осуществляет регулирование температуры выхлопных газов, выхлопная система остается в достаточно разогретом состоянии, чтобы обеспечивать низкий уровень выбросов.
Такие технические разработки, по словам представителей Bosch, позволяют дизельным моторам достичь впечатляющих результатов по экологичности. Напомним, что с 2017 года в европейском законодательстве содержится требование, что объем выбросов оксидов азота у новых моделей пассажирских автомобилей не должен превышать 168 мг на километр пройденного пути. С 2020 года эта норма будет ужесточена до 120 мг. Однако уже сегодня объем выбросов оксидов азота у автомобилей, использующих новейшую дизельную технологию Bosch, составляет всего 13 мг на километр — примерно в десять раз меньше.
Автомобили с новыми дизельными двигателями от Bosch были представлены журналистам для тестирования, в котором участвовал и корреспондент «Эксперта». По результатам теста выбросы новых двигателей действительно оказались на заявленном низком уровне: в частности, как показали датчики, выбросы вредных оксидов азота даже в городском цикле управления не превышали 12 мг на километр.
«Мы должны вернуть доверие к автопроизводителем и дизельным моторам, потребительские и экологические характеристики которых на самом деле могут превосходить двигатели бензиновые, — рассказал “Эксперту” Уве Рашке, член правления совета директоров Bosch. — Еще в 1990-е годы дизельный мотор был, в представлении большинства, чем-то громким, шумным, чадящим. С тех пор дизельные технологии шагнули далеко вперед, сегодня такой мотор обладает рядом преимуществ: он более экономичен, отличается более высокой динамикой. Выбросов сажи у него теперь нет, а выбросы углекислого газа у него всегда были меньше, чем у бензиновых моторов. Да, дизель всегда критиковали за высокий уровень оксидов азота. Но наша новая технология показывает, что и они могут быть сведены к минимуму».
По словам Уве Рашке, дизельные моторы рано сбрасывать со счетов. Электромобили динамично развиваются, но до сих пор стоят дорого, да и электроэнергия для них должна вырабатываться с помощью безвредных источников. Так что в ближайшее годы и бензиновые, и дизельные моторы останутся основой большей части продукции мирового автопрома. Новые технологии Bosch, к сожалению, нельзя применить для переделки уже выпущенных моторов, но компания в ближайшее время намерена активно внедрять их в производство новых дизельных силовых агрегатов, которые теперь будут на порядок более экологичными.
Штутгарт — Москва