Инфляция: вирт сокрушает реал

16 июля 2018, 00:00

В июне инфляционные ожидания россиян на следующий год вновь — уже второй месяц подряд — выросли, до уровня сентября–октября 2017-го. Показатель достиг 9,8% после 8,6% в мае, свидетельствуют данные опроса ООО «инФОМ», проведенного по заказу Банка России.

На рост инфляционных ожиданий в июне повлиял практически единственный фактор — динамика цен на бензин, считают аналитики ЦБ. Это следует из ответов респондентов на широкий круг вопросов о росте цен на товары и услуги. При этом поступление на рынки нового урожая способствовало снижению в июне цен на плодоовощную продукцию. Однако этот факт, судя по опросным данным, остался почти не замеченным респондентами. Что подтверждает высокую чувствительность инфляционных ожиданий населения к всплескам цен на отдельные товары.

Инфляционные ожидания в июне снова выросли на фоне подорожания бензина 03-01.jpg
Инфляционные ожидания в июне снова выросли на фоне подорожания бензина

Нельзя не отметить и негативное влияние на инфляционные ожидания апрельской девальвации рубля, подорвавшей роль национальной валюты как номинального якоря внутренних цен. Согласно данным упомянутого опроса «инФОМ», если в марте доля респондентов, ожидавших укрепления рубля в следующие 12 месяцев, составляла 13%, то в июне она снизилась до 8%. А вот доля скептиков, считающих более вероятным ослабление рубля к доллару, очень существенно выросла — с 26% в марте до 41% в июне.

Однако самое загадочное — разрыв между уровнями и динамикой опросного медианного значения инфляции и отчетными цифрами индекса потребительских цен Росстата (ИПЦ). Официальный ИПЦ в июне по отношению к июню 2017 года снизился на 0,1 процентного пункта, до 2,3%, а медианное значение ответов респондентов «инФОМ» о фактическом темпе прироста цен за прошедшие двенадцать месяцев выросло до 10,6% (в мае было 9,2%). Как видим, разрыв более чем четырехкратный. Таким образом, инфляция, данная гражданам в ощущении, существенно выше официальной отчетной.

И от этой «инфляционной иллюзии» неверно было бы отмахиваться. Во-первых, пока денежные власти вместе с Минэкономразвития не дадут удовлетворительного содержательного объяснения разрыва, официальный индекс цен Росстата не будет вызывать большого доверия. Во-вторых, потребительское и сберегательное поведение домохозяйств диктуется именно субъективным восприятием экономических переменных, а не цифрами из статистических сборников.