Североатлантический мезальянс

16 июля 2018, 00:00
ТАСС
Стратегия большинства стран НАТО предельно ясна: перетерпеть Трампа на посту президента США, надеясь, что он не решится разрушить старые альянсы

 

 Как вам понравится этот альфонсизм? Три месяца живет на мой счет!

Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится

теперь в третью позицию и заявляет, что он… Ну! Довольно, товарищ!

Одно из двух: или вы сейчас же отправитесь к «Цветнику» и приносите

к вечеру десять рублей, или я вас автоматически исключаю из числа

пайщиков-концессионеров. Считаю до пяти. Да или нет? Раз…

 Да, — пробормотал предводитель.

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев

 

На прошедшем в Брюсселе саммите НАТО президент США Дональд Трамп в жесткой форме потребовал от остальных участников альянса выполнять взятые на себя финансовые обязательства и предъявил к оплате новые счета. Если же жадность союзников возьмет верх над благоразумием, Трамп пригрозил покинуть стройные натовские ряды. Первый раз эта угроза была произнесена на закрытой встрече руководителей государств — членов альянса и сформулирована так: «США могут пойти на действия в одностороннем порядке». Второй раз, на пресс-конференции по итогам саммита, он заявил, что может вывести США из НАТО без разрешения Конгресса. На фоне этого скандала как-то померкли заявленные альянсом планы повышения боеготовности и дальнейшего расширения.

США неоднократно пытались заставить членов НАТО платить за коллективную оборону. Еще в 1960-е, как только экономики стран Западной Европы встали на ноги после Второй мировой войны, США начали просить своих союзников поднять военные расходы. Последняя договоренность об увеличении военных ассигнований до 2% ВВП была достигнута на саммите НАТО в 2014 году: страны обещали достигнуть этого показателя к 2024 году. Но после 2014-го Германия, Италия, Франция, Канада и Испания (крупнейшие экономики альянса), напротив, даже снизили расходы на оборону. Германия, неформальный лидер ЕС и главный объект нападок Трампа, тратит на оборону 1,24% ВВП, а к 2024 году планирует увеличить эти расходы до 1,5%. США расходуют на армию в абсолютных цифрах в 20 раз больше, чем Германия, а относительно доли ВВП — в три раза. Добиться от партнеров по альянсу внятного ответа, почему Вашингтон должен платить за них, невозможно. Зачастую оправдания более походят на издевательство. Например, министр иностранных дел Испании Жозеп Боррель заявил: «Мы тратим меньше, чем требуют стандарты НАТО, но очень эффективно». В НАТО только США, Британия, Греция и Эстония тратят на оборону больше 2% от ВВП. Эстония израсходовала на армию 477 млн евро (2,17% ВВП) в 2017 году, а на 2018-й запланировала выделить на эти цели 528 млн — этого хватило бы на покупку одного истребителя пятого поколения F-22 Raptor, а вот чтобы приобрести стратегический бомбардировщик B-2 Spirit, Таллину пришлось бы копить три года, распустив всю имеющуюся армию.

Кроме нежелания европейцев платить Дональда Трампа очень раздражают попытки учить его правилам хорошего тона во внешней политике. Как только стало известно о переговорах российского и американского президентов в Хельсинки, в НАТО начали выражать обеспокоенность по этому поводу. «Пот прошибает от одной мысли, что Трамп встречается с Путиным без согласования с партнерами по НАТО», — заявил координатор правительства ФРГ по трансатлантическим отношениям Петер Байер. При этом президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель постоянно проводят переговоры с Владимиром Путиным. Вполне понятное желание европейцев не допустить сближения США и России разгневало Трампа. Во время переговоров с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом он обрушился с критикой на Германию. По мнению американского президента, ФРГ, постоянно муссируя тему российской угрозы и заставляя США платить за свою оборону, тем временем строит совместно с Россией «Северный поток — 2» и только увеличивает свою зависимость от России. Многие наблюдатели расценили это заявление как попытку Трампа продать американский газ в Германию, но тот преследовал другую цель: продемонстрировать двуличие европейцев, осуждающих его намерение договориться с Москвой. Чтобы траты на оборону в 2% ВВП больше не казались Германии непосильной ношей, Трамп потребовал от членов альянса поднять их до 4%. Сегодня США тратят 3,58%, а в 2010–2011 годах их расходы на оборону приближались к 5% ВВП.

Германия предпочла обидеться и устами своего министра иностранных дел Хайко Мааса заявила: «Мы не пленники, ни России, ни Соединенных Штатов. Мы — один из гарантов свободного мира, и так это и останется». Ангела Меркель, отвечая на упреки по поводу увеличения расходов, сказала: «Мы движемся в этом направлении». Стратегия Германии и большинства стран НАТО предельно ясна: перетерпеть Трампа на посту президента США, надеясь, что он не решится разрушить старые альянсы. Но Дональд Трамп, который еще раньше говорил, что существование НАТО, созданного для противостояния с СССР, давно лишилось смысла, в стремлении сэкономить десятки миллиардов долларов для бюджета США легко расстанется с этой организацией. А упорство европейцев, не желающих больше тратить на оборону, пригодится ему для объяснения столь неординарного шага внутри США.

С отдельным номером на саммите НАТО выступил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, страдающий, по словам премьера Португалии Антониу Кошта, радикулитом. Недуг не только мешал Юнкеру ровно стоять, но и заставлял главу Еврокомиссии широко улыбаться и целоваться с окружающими. Беспомощный, болтаясь в руках обступивших его дипломатов, он олицетворял собой современный ЕС в составе НАТО и в то же время вызывал ностальгические воспоминания о стойкости Бориса Ельцина. Испытывая аналогичные проблемы со здоровьем, российский лидер при этом свободно дирижировал военным оркестром и легко расталкивал собственную охрану.