Индия лишила себя пятого поколения

23 июля 2018, 00:00

Покинув проект FGFA, Индия упустила шанс создать первоклассную школу авиационных конструкторов и теперь обречена импортировать готовые истребители
Читайте Monocle.ru в

Министр обороны Индии Нирмала Ситхараман официально заявила, что ее страна выйдет из программы создания истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). «Мы передали России, что Индия больше не является участником этого проекта. В то же время мы сказали русским, что они могут продолжать развивать его самостоятельно, а мы можем вновь присоединиться к ним на более позднем этапе», — сообщила министр.

Главной причиной такого шага названы «непреодолимые разногласия» по поводу как стоимости самой программы, так и технических решений, примененных в FGFA. «Изучив все аспекты этого проекта, мы пришли к выводу, что он не отвечает нашим требованиям, так как в рамках FGFA не удастся создать самолет, который сможет продемонстрировать характеристики, близкие к американским истребителям F-22 и F-35», — написали местные СМИ со ссылкой на спецдоклад ВВС Индии. Единственное преимущество FGFA — высокая маневренность, но в остальном российский самолет не может сравниться с американскими моделями, утверждают индийцы. По их мнению, новый истребитель не удовлетворяет требованиям скрытности, а его двигатели не соответствуют стандартам пятого поколения. Наконец, сама программа FGFA представляется индийцам «невообразимо дорогой», а потому «ВВС не стремятся ее продолжать».

Напомним, что программа FGFA стартовала еще в 2007 году. Тогда же Москва и Нью-Дели подписали межправительственное соглашение, которое выводило этот проект за рамки обычных закупочных процедур. Было решено, что базой для разработки нового самолета станет российский истребитель пятого поколения Су-57, который сейчас успешно проходит летные испытания. Но в отличие от этой машины в FGFA предполагалось внедрить целый ряд технических особенностей. Например, индийские военные пожелали установить на истребитель два дополнительных радара, чтобы обеспечить ему полный круговой обзор. И сам самолет, и большая часть его систем по условиям сделки должны были производиться совместно и в России, и в Индии. Это зафиксировано в контракте на разработку эскизно-технического проекта стоимостью 295 млн долларов, который был заключен в 2010 году. Через три года ОКБ Сухого и Hindustan Aeronautics Limited его выполнили, но к следующей стадии — опытно-конструкторским работам по проектированию истребителя — так и не приступили. Необходимо было подписать отдельный контракт, но индийцы под разными предлогами от этого уклонялись. И, в общем, понятно почему. Вся программа FGFA оценивалась тогда в 13 млрд долларов и должна была финансироваться на паритетных началах. Но требуемых 6,5 млрд долларов у ВВС Индии не было, поэтому местные летчики всеми способами попытались уменьшить свой вклад. Сначала Индия резко сократила планируемый объем закупки новых самолетов. Если на первых порах индийские ВВС обещали приобрести 250 истребителей, то уже в 2012 году сократили это количество до 214 самолетов. Правда, при этом они выдвинули неожиданное требование: сделать 48 машин в двухместном варианте. Это неминуемо привело бы к росту затрат как на разработку, так и на производство. Поэтому в конце концов от этой идеи решено было отказаться, как и вообще от каких-либо четких закупочных планов. Но наша страна делала все возможное, чтобы ситуацию спасти. Мы предложили Индии сократить общие затраты на разработку до семи миллиардов долларов. То есть каждой из сторон теперь требовалось внести всего по 3,5 млрд долларов. Но даже эту сумму индийцы заплатить не смогли.

И этому есть довольно простое объяснение — тотальная нехватка средств у местных ВВС. Их закупочный бюджет составляет около двух миллиардов долларов в год и практически не растет. В то же время ВВС Индии под давлением прозападного лобби заключили контракты на 20 млрд долларов на покупку различной авиатехники у Франции и США. То есть фактически истратили все деньги на много лет вперед, что повлекло за собой целый ряд скандалов. Самый громкий из них случился три года назад, когда правительство Индии вынуждено было отменить результаты тендера на закупку 126 истребителей за 22 млрд долларов, в котором победил французский истребитель Rafale. А все потому, что французы отказались передавать индийцам критически важные технологии и производить свои самолеты в этой стране. Но, чтобы избежать суда, индийцы нашли весьма своеобразный выход. Минобороны Индии просто закупило у Франции 36 истребителей Rafale почти за девять миллиардов в рамках прямого поставочного контракта. А чтобы оправдать такое решение перед правительством страны, руководство местных ВВС принялось отчаянно дискредитировать конкурирующую программу FGFA. И в начале такая критика действительно имела под собой определенные основания.

Не секрет, что на первых опытных образцах Су-57 были установлены так называемые двигатели первого этапа — АЛ-41Ф1С, которые не могут обеспечить самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость (на что акцентировало внимание руководство ВВС). Но уже в конце прошлого года Россия подняла в воздух последний предсерийный образец Су-57 с силовой установкой под кодовым обозначением «изделие 30», который полностью отвечает всем стандартам пятого поколения. В этом двигателе с тягой около 18 тонн внедрен целый ряд инновационных решений, не имеющих мировых аналогов. Прежде всего это композитные металлокерамические лопатки турбины из особо жаропрочных сплавов — они имеют крайне сложную конструкцию. Секрет здесь не только в составе этих материалов, но и в технологии их изготовления. Еще одно новшество — плазменная форсажная камера, обеспечивающая бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя в ближнем бою. Для этого же сопла двигателей могут отклоняться сразу в двух плоскостях — вверх–вниз и влево–вправо, а не только в одной, как, например, у американского F-35. Кстати, этот самолет из-за особенностей своей конструкции может пролететь на сверхзвуке без включения форсажной камеры всего около 150 км, или менее десяти минут. И это еще не все. Су-57 получил новую РЛС «Белка» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая по своим характеристикам, скорее всего, превосходит радар F-35. А все потому, что «Белка» состоит сразу из пяти антенн с АФАР, три из которых работают в Х-диапазоне, а еще две — в L-диапазоне. Все они вместе со средствами радиоэлектронной борьбы рассредоточены по поверхности истребителя и составляют так называемую умную обшивку Су-57. Именно она обеспечивает летчику полный круговой обзор и позволяет на большом расстоянии обнаруживать малозаметные цели и выдавать команду на их уничтожение. В целом же Су-57 имеет большую тяговооруженность, чем F-35, однако и большую заметность. Но это компенсируется более высокой скоростью и лучшей маневренностью. Наш самолет практически наверняка выиграет воздушный бой с F-35 на ближней и средней дистанциях и с высокой вероятностью эффективно уклонится от американских ракет на дальней. Только Индия на все эти достижения теперь будет взирать лишь как заинтересованный наблюдатель.

Решение о выходе из проекта FGFA, по сути, ставит крест на давней мечте индийской авиапромышленности создать в своей стране полноценную конструкторскую школу. Ни США, ни Франция на это никогда не пойдут. Американцы лишь предложили индийцам в случае закупки их F-35 организовать отверточную сборку на местных предприятиях устаревших истребителей F-16. А французы после скандала с истребителями Rafale и вовсе перестали рассматривать индийскую промышленность как серьезного индустриального партнера.