Европейский союз и Япония заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. Представители обеих сторон нахваливали подписанное соглашение. «Действие сегодняшнего договора выходит далеко за пределы наших стран. Подписав это соглашение, мы вместе создадим свободную и справедливую торговлю. Мы демонстрируем, что мы сильнее и лучше, если работаем вместе, и служим примером, показывая, что торговля — это нечто большее, чем тарифы и барьеры, эта некая ценность», — заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. А премьер-министр Японии Синдзо Абэ сказал: «Беспокойство по поводу протекционизма растет, но я хочу, чтобы Япония и ЕС повели за собой мир под флагом свободной торговли».
Кроме увесистых камней в огород США в виде упреков в экономическом эгоизме энтузиасты мирового свободного товарообмена бросили вызов мировому лидерству Вашингтона. Руководители ЕС и Японии прямо заявили о намерении самостоятельно устанавливать правила международной торговли для всего мира, оставив США в изоляции. В Белом доме всегда болезненно относились к попыткам других стран формировать нормы мировой торговли. «Когда более 95 процентов потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила, открывая новые рынки для американской продукции», — заявил в 2015 году президент США Барак Обама.
Являются ли ЕС и Япония «странами вроде Китая», неизвестно, но вряд ли такая активность Токио и Брюсселя найдет понимание у нынешнего хозяина Белого дома. Подписав соглашение о свободной торговле, ЕС и Япония тем самым подтвердили: американского президента справедливо упрекали в том, что торговля в рамках ВТО не была такой уж свободной. Япония согласилась снизить пошлины на европейские сыры, вино и свинину, но оставила своих производителей риса под защитой. А ЕС обязался снизить пошлины на японскую бытовую технику. Но и после снижения остается масса вопросов. Например, производители сельскохозяйственной продукции в ЕС получают субсидии — разве это не форма протекционизма и нечестной конкуренции? Кроме того, поставки в ЕС сельхозпродукции из других стран жестко квотируются, что также не вяжется с декларируемым принципом свободной торговли.
Но у ЕС нет другого выхода, кроме как шантажировать США возможной изоляцией: американский президент Дональд Трамп наступает на позиции Европейского союза по всем фронтам. Кроме торговой войны и нападок внутри НАТО Трамп поставил под сомнение политическую субъектность ЕС. В области внешней политики ударом для Евросоюза стал выход Вашингтона из ядерной сделки с Ираном. Хотя Еврокомиссия приняла решение запустить официальный процесс активизации блокирующего статута санкций США по Ирану, оно потребует длительного согласования с Европарламентом и Советом ЕС. Между тем согласия по этому вопросу нет даже в сознании канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая не может определиться, останутся европейские компании в Иране или нет. Кроме того, Дональд Трамп расшатывает ЕС изнутри, поддерживая лидеров евроскептиков и давая понять, что любая страна ЕС получит от прямых переговоров о торговле с США гораздо больше, чем в рамках общеевропейской позиции.
Создать новое торговое объединение, которое станет привлекательным для всех стран, ЕС пока не в состоянии. Евросоюз ведет переговоры с Mercosur (общий южноамериканский рынок), объединяющим Аргентину, Бразилию и Уругвай, но в то же время опасается наплыва дешевой сельхозпродукции из этих стран на свой рынок. Переговоры с Китаем, который еще сильнее, чем ЕС, обижен на американские торговые пошлины, тоже ни к чему не привели: Пекин считает необходимым продолжать защищать собственный внутренний рынок, требуя при этом свободы для своего экспорта. Китай идет на определенную либерализацию, но, хотя, например, с 1 июля пошлины на автомобили и их комплектующие были снижены с 25 до 15%, они остаются в семь раз выше, чем в США, куда европейцы и японцы продают свою продукцию.
Противостояние с США мешает ЕС вести переговоры с Великобританией о выходе из него. Чтобы пресечь попытки других стран шантажировать Брюссель возможным выходом из Евросоюза, следовало бы наказать Лондон, осложнив ему доступ на европейский рынок. Но боязнь толкнуть британцев в объятия США и роль борца с торговыми ограничениями мешают Евросоюзу решиться отомстить. Однако позволить Великобритании выйти из политической системы ЕС, оставив ей все экономические преимущества членства, тоже недопустимо.
Масла в огонь в противостоянии ЕС и США подлила Европейская комиссия, оштрафовавшая Google на 4,35 млрд евро за злоупотребление доминирующим положением на рынке операционных систем для мобильных устройств Android. Дональд Трамп отреагировал на это решение, заявив, что он давно предупреждал: ЕС нечестно использует США, но скоро это прекратится. Вероятнее всего, Трамп введет обещанные пошлины на импорт автомобилей, который составил в прошлом году 190 млрд долларов, что сильнее всего ударит по ЕС и Японии. Еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем, предвосхищая это событие, заявила, что ЕС уже готовит список американских товаров для дополнительных пошлин, если США решатся ввести пошлины на европейские автомобили. Но это станет лишь очередным витком противостояния в торговой войне.
Создание новой мировой торговой системы, исключающей США и устраивающей все страны, откладывается на неопределенное время из-за желания всех государств вести себя подобно США — защищать свой рынок. Идея отменить все торговые ограничения и субсидии производителям была высказана Дональдом Трампом на саммите G7 и не встретила энтузиазма у собравшихся.