Илон Маск продолжает шутить

Заур Мамедьяров
к.э.н., заведующий сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН
20 августа 2018, 00:00

Tesla c трудом достигла цели по выпуску электромобиля Model 3. Компания выпускает в десятки раз меньше автомобилей, чем Ford, при этом стоит в два раза больше и накапливает долги

Первые прогнозы о скором банкротстве Tesla стали появляться еще прошлым летом, а весной этого года в Bloomberg посчитали, что компания теряет 6500 долларов в минуту и уже в августе может стать неплатежеспособной. По итогам 2017 года долг Tesla превысил 9,4 млрд долларов при вдвое меньшем свободном денежном потоке. Однако в компании упорно пытаются нарастить производство и найти новые источники финансирования. Анализ показывает, что не все однозначно и Tesla сохраняет шансы на выживание.

Поставка автомобилей Tesla во втором квартале 2018 года резко выросли 52-02.jpg
Поставка автомобилей Tesla во втором квартале 2018 года резко выросли

Еще в начале года «Эксперт» писал (см. «Хватит ли у Tesla заряда?», № 4), что 2018 год станет решающим для Tesla. Ей либо придется уйти с рынка, либо произойдет чудо и Илон Маск сможет выйти на высокие объемы производства и привлечь еще один раунд инвестиций. По итогам второго квартала 2018-го Tesla показала убыток 717 млн долларов — почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года, однако свежие данные по объему производства обнадеживают.

Tesla продает три модели автомобилей: X, S и Model 3. В июле Маск, давая интервью Bloomberg, признал, что ключевой момент в выживании компании — успех в производстве Model 3. «Нам придется много работать и дальше, быть бдительными и не расслабляться, потому что автомобильной компании в принципе выжить очень трудно. Но такого же напряжения, как сейчас, когда нужно достичь целевого уровня производства Model 3, уже не будет», — сказал Илон Маск. В отчете компании за второй квартал утверждается, что именно третий квартал 2018-го станет решающим.

Оценим финансовые перспективы Tesla. Всего в третьем квартале компания планирует произвести 50–55 тыс. Model 3, а за весь год продать еще 100 тыс. моделей X и S. При этом за первые два квартала было продано 44 тыс. моделей X и S. То есть нужно продавать еще по 29 тыс. S и X в квартал, что выглядит вполне реально. Их средняя цена — 104 тыс. долларов за единицу. Средняя цена Model 3 составляет 65 тыс. долларов. Если исходить из этих данных, получается чуть менее 7 млрд долларов выручки за третий квартал. Вместе с другими продажами (системы накопления и услуги) совокупная выручка Tesla в третьем квартале может достичь рекордных 7,5 млрд долларов, то есть почти удвоиться.

Операционные расходы компании во втором квартале 2018 года составили 1,2 млрд долларов, но в июне Tesla проводила реструктуризацию (были сокращены 3600 человек), и можно надеяться на незначительный их рост — с учетом предыдущих темпов получится около 1,3 млрд долларов по итогам третьего квартала. Аналитики Financial Times провели консервативные оценки динамики валовой прибыли и валовой маржи Tesla. По экспертным расчетам, убыток компании в третьем квартале может снизиться втрое и составить чуть более 200 млн долларов.

Конечно, все эти оценки имеют право на жизнь, если Tesla сумеет поставить те самые 50 тыс. Model 3 за квартал. Согласно оценкам экспертов, десять тысяч машин уже произведены и находятся в пути еще с прошлого квартала, а с начала июля компания выпустила еще 27 тыс. Model 3. В Bloomberg ежедневно мониторят выпуск Model 3 и показывают, что в последние две недели компания впервые стала производить более пяти тысяч электромобилей в неделю. Аналитики Bloomberg предполагают, что к концу текущего квартала компания может выйти на уровень выпуска шесть тысяч единиц в неделю, и это новый целевой ориентир Tesla.

 

Финансовые показатели Tesla 52-03.jpg
Финансовые показатели Tesla

Снова нужны деньги

Изначальная переоценка темпов производства, которые пришлось пересматривать в сторону понижения уже дважды, стала главной стратегической ошибкой Илона Маска. Model 3 была представлена еще в начале 2016 года и с энтузиазмом встречена теми, кто хотел видеть на рынке доступный электромобиль. Заявлялось о цене 35 тыс. долларов за штуку — недешево, но гораздо меньше, чем стоят модели X и S. Впрочем, реальная цена оказалась выше. На модель посыпались сотни тысяч предзаказов — их было даже больше, чем общее количество всех проданных до этого автомобилей Tesla. Маск пообещал, что в декабре 2017 года сможет производить пять тысяч машин в неделю, но переоценил возможности Gigafactory 1, гигантской фабрики Tesla по производству аккумуляторов.

Дальше — хуже: 23 марта этого года произошел инцидент, который усугубил положение компании. Погиб водитель Tesla Model X. Автомобиль не справился с управлением, загорелся и взорвался. Через неделю Tesla отозвала 120 тыс. электромобилей, объявив о технических проблемах с системой управления. Агентство Moody’s сразу понизило кредитный рейтинг компании до B3. Но Илон Маск продолжал играть на публику в своем стиле. Первого апреля он запустил шутку, объявив о банкротстве компании и выставив свое фото с надписью «Банкрот» в руках. А неделю назад Маск — опять же в своем твиттере — заявил, что планирует вывести Tesla с биржи при цене 420 долларов за акцию, уточнив, что «финансирование гарантировано» (на момент написания статьи акция компании стоила 336 долларов). Позже Маск опубликовал письмо к сотрудникам компании, где пояснил, что его твит не был шуткой.

Инвесторы неоднозначно отреагировали на очередную эксцентричную выходку инноватора: многие указывают на финансовые проблемы Tesla и утверждают, что с помощью выхода с биржи Маск просто хочет уйти от обязанности публиковать ежеквартальные отчеты, которые далеко не всегда свидетельствуют об успехах компании. Финансовые корпорации T. Rowe Price Group Inc. и Fidelity Investments вскоре после публикации твита Маска сообщили, что ранее сократили свою долю в Tesla на 20% каждая. Всего было продано почти семь миллионов акций. Но общественный скепсис не отменяет заказов на электромобили компании и медленного, но уверенного роста объемов производства и продаж. При всех сложностях, с которыми столкнулась Tesla, нельзя сбрасывать со счетов накопленный человеческий и технологический потенциал компании. Только на заводе во Фримонте (Калифорния) работают около десяти тысяч квалифицированных сотрудников, а общее работников компании превышает 40 тысяч. Их компетенции и технологии Tesla (функция автопилота, наработки системы полностью автономного вождения), а также фабрика по производству литий-ионных аккумуляторов Gigafactory 1 вполне могут убедить инвесторов выкупить акции Tesla и помочь Маску осуществить идею по выводу компании с биржи.

 

Производство Model 3 растет 52-04.jpg
Производство Model 3 растет

Кто покупает?

К настоящему моменту 32,89% акций Tesla принадлежат инвестиционным фондам, 27,73% — иным учреждениям, 32,86% — частным инвесторам. Крупнейшим акционером Tesla является сам Илон Маск, которому принадлежат 20% акций его компании — в денежном выражении это около десяти миллиардов долларов. После твита об уходе с биржи инноватор получил предупреждение от властей за попытку повлиять на стоимость акций (рост на 11% сразу после твита). Но Маск это предупреждение парировал: якобы уже два года он ведет переговоры с саудовским суверенным инвестиционным фондом PIF, который называют наиболее вероятным потенциальных инвестором.

Саудовцам Tesla может быть интересна по двум причинам. Во-первых, в стране объявлен план снижения зависимости от нефти и построения «зеленой» экономики — Saudi Vision 2030. Саудовская Аравия остается наименее диверсифицированной экономикой среди стран — членов ОПЕК. Правящая семья королевства (и, в частности, наследный принц Мохаммед бин Салман) понимает, что мир пытается уйти от топливной энергетики и, как следствие, доля электромобилей будет увеличиваться. Покупка лидера отрасли, пусть и испытывающего трудности, но все же наращивающего объемы производства, вполне может казаться саудовцам перспективным решением. Если опасения по поводу падения спроса на нефть оправдаются, то актив может подорожать и стать базой для массового запуска электромобилей в стране. Во-вторых, кроме нефти у Саудовской Аравии есть один важный ресурс — солнечная пустыня. Если учесть, что Tesla расширяет свой бизнес в сфере энергетических технологий, то размещение в Саудовской Аравии солнечных электростанций и накопителей может сделать страну плацдармом для продажи дешевой электроэнергии в Африку, Индию и даже Европу. При всех сложностях именно такие надежды могут питать амбициозные саудовские монархи. Следует также напомнить, что в стране только недавно женщинам было разрешено водить автомобили, что должно подстегнуть спрос на них, а значит, вызвать рост потребления топлива. Из стратегии перехода на «зеленую» экономику прямо следует, что большинство новых автомобилей в стране должны быть экологичными, чтобы уменьшить выбросы и не создавать необходимость увеличения производства бензина.

В июле PIF приобрел акции Tesla на сумму около двух миллиардов долларов и стал владельцем почти пяти процентов акций компании. Об этом стало известно 7 августа, незадолго до скандального твита Илона Маска. Вскоре сам Маск заявил, что именно представители PIF убедили его, что Tesla следует вывести с биржи: по его словам, именно поэтому он написал в Twitter, что финансирование гарантировано. В PIF слова Маска никак не прокомментировали, однако вполне вероятно, что саудовский фонд захочет увеличить свою долю в компании и заодно помочь выходу Tesla с биржи. Именно через PIF саудовцы инвестируют в такие технологические компании, как Uber и Virgin Galactic (подразделение авиакомпании Virgin, занимающееся развитием космического туризма).

Еще один возможный источник финансирования выхода Tesla с биржи — китайские инвесторы. Китайская интернет-компания Tencent уже владеет пятью процентами акций Tesla и вполне может увеличить эту долю — известно, с какой легкостью китайские инвесторы вкладывают средства даже в небольшие стартапы, занимающиеся электромобилями. Интерес китайцев к электромобилям не случаен. Спрос на дорогие автомобили в Китае огромен, а план китайского правительства по развитию электротранспорта, по которому десять процентов всех продаж автомобилей должны составлять электромобили, делает Китай одним из ключевых рынков электрокаров.