Ценность книги в том, что автор делится реальным практическим опытом киносъемок. И практически с ходу заявляет: «Ход создания фильма — магия» и проверенных рецептов, которые гарантируют создание хорошего кино, не существует. Более того, он признает, что влияние режиссера на качество конечного продукта ограничено: «Я завишу от погоды, бюджета, от того, что исполнительница главной роли ела на завтрак, и в кого влюблен главный актер. Я завишу от дарований и причуд, настроений и эго, политических и личных предпочтений более сотни людей». Все, что ему остается, — «сделать так, чтобы каждый выдавал лучшее из того, на что он способен». Но и в этом случае режиссер не может дать даже самому себе какой-либо гарантии. В конце концов и он подвержен всевозможным влияниям и тоже может пребывать в различной эмоциональной и физической форме в процессе съемок фильма.
Люмет очень подробно описывает этот процесс со всеми нюансами и даже публикует выписки из документов, которые составляются на каждый день сьемки. Благодаря его записям, в которых, судя по интонации, он искренен и не собирается ничего скрывать от читателей, в нашем воображении воссоздается работа гигантской голливудской машины, которая создана для того, чтобы порождать те самые грезы, позволяющие человечеству переживать один эмоциональный опыт за другим. Работа с актерами, с оператором, с художником, со сценаристом — все это есть в книге Люмета. Каждый из них играет свою закадровую роль в создании фильма. Она может больше, может быть меньше, но Люмет каждому воздает должное. Ведь работа над фильмом, включая подготовку к съемкам, сами съемки, монтаж и прокат, — это тоже своего рода фильм, и здесь главную роль играет только один человек — режиссер. Люмет наслаждается этой ролью.
Сидни Люмет. Как делается кино. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 256 с.