Июльские данные по российской промышленности показали резко негативные изменения спроса, о чем свидетельствуют результаты регулярных опросов ИЭП имени Е. Т. Гайдара. Предприятия пока воздержались от сокращения выпуска в надежде использовать часть выпущенной продукции для пополнения запасов готовой, оцениваемых ими как недостаточные. «Для поддержания выпуска промышленность готова использовать и торможение роста своих цен. Инвестиционные планы предприятий окончательно избавились от оптимизма начала года», — комментирует Сергей Цухло, руководитель лаборатории конъюнктурных опросов ИЭП.
Росстат оценивает сезонно очищенный рост промышленного производства в июле на 0,3% по отношению к июню, что частично компенсировало июньское снижение на 0,5%. Среди несырьевых отраслей важно отметить продолжение восстановительного роста в производстве строительных материалов, а вот металлургия и автомобилестроение демонстрируют его приостановку.
Объем электропотребления в экономике в июле по сравнению с июнем увеличился на 0,1% (после роста на 0,8% в июне к маю), обновив максимум среднемесячного потребления (с учетом сезонного и температурного факторов), отмечают эксперты ЦМАКП. Драйвером высокого электропотребления, очевидно, является сектор услуг — как следствие ЧМ-2018.
Наблюдавшийся ранее рост погрузки грузов железнодорожным транспортом несколько притормозил. Одновременно ускорилось сокращение перевозок железной дорогой строительных грузов, объем которых установил исторический минимум.
Рост реальных покупок населения продолжает серьезно отставать от динамики реальной зарплаты. Средний темп прироста зарплаты в январе–июле составил 8,6% в годовом выражении, а розничный товарооборот прирастал в среднем только на 2,5%. Слабый потребительский спрос — один из серьезных факторов, сдерживающих экономический рост.
Кредиты нефинансовым организациям увеличились на 2,7%. Динамика корпоративного кредитования в целом остается вялой. В то же время налицо заметные отраслевые различия, свидетельствуют свежие данные Банка России.
Высокие темпы роста задолженности наблюдались в кредитовании компаний транспорта и связи (20,8%), что обусловлено замещением валютных иностранных кредитов рублевыми кредитами российских банков, а также инвестиционными программами транспортных компаний.
За первое полугодие нынешнего года портфель кредитов строительным компаниям вырос на 7,6%. Этот рост в значительной мере носит восстановительный характер: в 2015-2017 гг. совокупный объем кредитов стройкомпаний снижался.
Улучшилась динамика кредитования торговых организаций: прирост за первое полугодие текущего года составил 5,4%, тогда как в 2017-м портфель кредитов торговым организациям уменьшился на 3,6%.
Устойчиво высокие темпы роста по-прежнему демонстрирует кредитование сельского хозяйства: +5,2% — за первое полугодие 2018-го(портфель рос и в 2016, и в 2017 гг). Кредитование добычи полезных ископаемых после сокращения в первые пять месяцев этого года показывает признаки восстановления роста (+0,6% в первом полугодии против –2,1% за первые пять месяцев).
В кредитовании обрабатывающей промышленности динамичный прирост прошлого года (+7,4%) сменился в первом полугодии нынешнего более скромным показателем (+0,7%). Сдерживающее влияние оказывало значительное сокращение объемов кредитования металлургического производства в иностранной валюте, что связано преимущественно с санкциями в отношении отдельных металлургических компаний.
Умеренная динамика корпоративного кредитования сопровождалась ускорением роста кредитов физическим лицам (+11,6% с начала года, +20% прироста в июле нынешнего года к июлю 2017-го).
Чистый финансовый результат работы банковского сектора в январе–июле составил 776,2 млрд рублей, это лишь на 13 млрд меньше итога всего прошлого года. Тем не менее доля убыточных банков на 1 августа 2018-го увеличилась до 30% от всех работающих кредитных учреждений (против 25% на конец 2017-го).