Схема для писателя

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
20 августа 2018, 00:00

Книга «Создавая бестселлер» в который раз предлагает поверить алгебру гармонией. Ее автор предлагает перед тем, как написать книгу, максимально четко представить себе ее структуру. Разумный совет, который адресован прежде всего писателям, следующим в своем творчестве путем расчетливого Сальери, но писателям стихийного моцартианского типа он тоже пошел бы впрок. Однако Олдерсон настаивает на том, что эту структуру нужно не только создать в своем воображении, но и нарисовать на бумаге.

Что же дальше? «Первая часть вашего произведения должна заканчиваться важным и напряженным эпизодом», — пишет Олдерсон, и опять с ней нельзя не согласиться, тем более что несколько страниц спустя она приводит пример такого эпизода из книги Билли Леттс «Там, где сердце»: «Новали и ее бойфренд едут в Калифорнию из Оклахомы. Новали нужно в туалет, и они уже останавливались по этой причине, и еще раз просить об этом будет вроде как слишком рано. Мочевой пузырь причиняет ей все больше дискомфорта и, в конце концов, боль». Что ж, в этом эпизоде напряжение и в самом деле чувствуется почти на физиологическом уровне.

Казалось бы, Олдерсон проговаривает очевидные вещи. Но зато, ознакомившись с ее трудом, ты понимаешь: если писатели именно так конструируют свои произведения, ты и сам можешь быть писателем. Единственное, что для этого нужно, — писать. Прекрасно, если у вас есть и вдохновение, и трудоспособность. Но если вдохновения нет, его всегда можно заменить рекомендуемым Олдерсон планом эпизодов. Да и читатель скорее всего пренебрежет вашими изысками, которыми вы собирались оснастить ваш текст. Главное, чтобы эпизоды были связаны друг с другом, а напряжение нарастало. Если вам удалось этого добиться, «кричите с самой высокой горы о том, что вы закончили книгу», — рекомендует Олдерсон. Наивная американская женщина.

 

Марта Олдерсон. Создавая бестселлер. Шаг за шагом к захватывающему сюжету, сильной сцене и сильной композиции. — М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 216 с.