Временное правительство

20 августа 2018, 00:00

Новый премьер-министр Армении Никола Пашинян стремится доказать, что ориентация Армении на Россию останется прежней 08-01c.jpg ТАСС
Новый премьер-министр Армении Никола Пашинян стремится доказать, что ориентация Армении на Россию останется прежней
ТАСС
Миновало сто дней с момента смены власти в Армении, однако в оценках произошедшего — была ли это «цветная» или «черно-белая» революция — до сих пор нет четкости. Колористическая насыщенность процесса свержения власти в оценках политиков и политологов зависит не столько от нарушения действующего в стране законодательства, сколько от степени иностранного, западного вмешательства в этот процесс. В Армении, несмотря на то что власть рухнула под натиском огромного количества протестующих (в миллионном Ереване на улицу вышло около ста тысяч человек), юридическая процедура была все-таки соблюдена: бывшая правящая Республиканская партия приняла участие в назначении лидера оппозиции Никола Пашиняна премьер-министром страны. Хотя масштаб присутствия Запада в Армении впечатляет: только численность американского посольства составляет около 2500 человек, уютно расположившихся на девяти гектарах нового посольского комплекса. Учитывая, что население Армении составляет всего три миллиона человек, сотрудники американского посольства без особого труда, подобно сектантам обходя жилые дворы, могли бы переговорить с каждым жителем страны лично. В августе этого года армянская армия приняла участие в военных учениях НАТО «Достойный партнер», проходивших в Грузии. Были арестованы бывший президент Армении Роберт Кочарян и генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Юрий Хачатуров. Дело было возбуждено по факту свержения конституционного строя — применение армии против протестующих в 2008 году. Позже оба политика оказались на свободе, но осадочек, как говорится, остался. ОДКБ, кроме Армении объединяющий ближайших военных союзников России: Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, — можно считать нашим аналогом НАТО и ответом на его расширение, поэтому на фоне совместных учений с Североатлантическим альянсом такой демарш выглядит особенно неприятно. Такая активность новой власти в Ереване вызвала раздражение Москвы: министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что российская сторона обеспокоена этими событиями, поскольку они идут вразрез заявлениям нового руководства Армении об отказе от преследования политических предшественников.

Но сближение Армении с НАТО не изобретение новой власти в Ереване, а последовательная политика прежнего «пророссийского» руководства страны. Армения давно принимает участие в натовских миссиях в Косово и Афганистане. Сотрудничество между Арменией и НАТО в настоящее время строится в соответствии с планом индивидуального партнерства, а в прошлом году страна отозвала заявку на военные учения НАТО в Грузии «Достойный партнер — 2017» только перед их началом. Министром иностранных дел Армении весь срок президентства Роберта Кочаряна, с 1998 по 2008 год, был гражданин США Вардан Осканян, покинувший Армению в начале 1970-х и вернувшийся после краха СССР. Он был сторонником интеграции Армении в НАТО и ЕС. При следующем президенте Армении Серже Саргсяне, с 2009 по 2013 год, шли активные переговоры с ЕС о соглашении об ассоциации, но в последний момент Армения решила вступить в Таможенный и в Евразийский экономический союзы. Армянские власти, не отказываясь от конечной цели — интегрироваться в западные военные и экономические структуры, — не хотели разрывать отношения с Россией, что привело бы к экономическому кризису и грозило военным поражением в Нагорном Карабахе. Союз с Россией, напротив, даже облегчал постепенное сближение с Западом: беспошлинный доступ на российский рынок, поставки российского оружия в кредит, скидки на газ и тому подобные преференции экономически облегчали решение стратегической задачи.

Основной ошибкой прежних армянских властей стало пренебрежительное отношение к собственному народу, а коррупция во власти приняла вызывающий характер. Например, в результате обысков у бывшего министра обороны Армении, председателя Союза добровольцев Армении «Еркрапа» (воевавших в Нагорном Карабахе), депутата парламента от Республиканской партии генерал-лейтенанта Манвела Григоряна были обнаружены не только деньги, оружие, автопарк элитных авто, несколько килограммов документов о праве собственности, но и запасы еды. Продукты посылались простыми гражданами в помощь армии в Нагорном Карабахе, часто дети писали солдатам письма поддержки и отрывали от себя лакомства — конфеты или сгущенку, которыми Манвела Григорян кормил животных из личного зоопарка. Российский газ поставлялся в Армению по цене 150 долларов за тысячу кубометров, а граждане республики были вынуждены платить по 290 долларов за куб — это дороже чем на Украине, которая поссорилась с «Газпромом» и покупает газ в Европе.

Новый премьер-министр Армении Никола Пашинян стремится доказать, что ориентация Армении на Россию останется прежней: за три месяца он трижды посетил в Россию и один раз — Европу. О вступлении Армении в НАТО речи идти не может, только замена вооружений на натовский образец обойдется примерно в 30 млрд долларов. Для госбюджета Армении — три миллиарда в год — это неподъемная задача. Что касается ОДКБ, то Пашинян не только не стремится выйти из организации, напротив, он хочет лично принимать участие в заседаниях высшего органа — Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Кампания по борьбе с коррупцией уже позволила вернуть в скудный бюджет Армении около ста миллионов долларов, а это около 3% бюджета. Никола Пашинян называет свое правительство временным, и в течение полугода-года состоятся парламентские выборы, на которых народ решит, кто их новый премьер — популист или успешный реформатор. Но он точно не антироссийский политик и открыт к диалогу, а Москве нет смысла ассоциировать себя со старой обанкротившейся властью, пытавшейся лишь выглядеть «пророссийской». Пашинян, считаясь прозападным лидером, но действуя в интересах Армении, способен стать по-настоящему пророссийским, поскольку интересы Армении и России совпадают.