Но сближение Армении с НАТО не изобретение новой власти в Ереване, а последовательная политика прежнего «пророссийского» руководства страны. Армения давно принимает участие в натовских миссиях в Косово и Афганистане. Сотрудничество между Арменией и НАТО в настоящее время строится в соответствии с планом индивидуального партнерства, а в прошлом году страна отозвала заявку на военные учения НАТО в Грузии «Достойный партнер — 2017» только перед их началом. Министром иностранных дел Армении весь срок президентства Роберта Кочаряна, с 1998 по 2008 год, был гражданин США Вардан Осканян, покинувший Армению в начале 1970-х и вернувшийся после краха СССР. Он был сторонником интеграции Армении в НАТО и ЕС. При следующем президенте Армении Серже Саргсяне, с 2009 по 2013 год, шли активные переговоры с ЕС о соглашении об ассоциации, но в последний момент Армения решила вступить в Таможенный и в Евразийский экономический союзы. Армянские власти, не отказываясь от конечной цели — интегрироваться в западные военные и экономические структуры, — не хотели разрывать отношения с Россией, что привело бы к экономическому кризису и грозило военным поражением в Нагорном Карабахе. Союз с Россией, напротив, даже облегчал постепенное сближение с Западом: беспошлинный доступ на российский рынок, поставки российского оружия в кредит, скидки на газ и тому подобные преференции экономически облегчали решение стратегической задачи.
Основной ошибкой прежних армянских властей стало пренебрежительное отношение к собственному народу, а коррупция во власти приняла вызывающий характер. Например, в результате обысков у бывшего министра обороны Армении, председателя Союза добровольцев Армении «Еркрапа» (воевавших в Нагорном Карабахе), депутата парламента от Республиканской партии генерал-лейтенанта Манвела Григоряна были обнаружены не только деньги, оружие, автопарк элитных авто, несколько килограммов документов о праве собственности, но и запасы еды. Продукты посылались простыми гражданами в помощь армии в Нагорном Карабахе, часто дети писали солдатам письма поддержки и отрывали от себя лакомства — конфеты или сгущенку, которыми Манвела Григорян кормил животных из личного зоопарка. Российский газ поставлялся в Армению по цене 150 долларов за тысячу кубометров, а граждане республики были вынуждены платить по 290 долларов за куб — это дороже чем на Украине, которая поссорилась с «Газпромом» и покупает газ в Европе.
Новый премьер-министр Армении Никола Пашинян стремится доказать, что ориентация Армении на Россию останется прежней: за три месяца он трижды посетил в Россию и один раз — Европу. О вступлении Армении в НАТО речи идти не может, только замена вооружений на натовский образец обойдется примерно в 30 млрд долларов. Для госбюджета Армении — три миллиарда в год — это неподъемная задача. Что касается ОДКБ, то Пашинян не только не стремится выйти из организации, напротив, он хочет лично принимать участие в заседаниях высшего органа — Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Кампания по борьбе с коррупцией уже позволила вернуть в скудный бюджет Армении около ста миллионов долларов, а это около 3% бюджета. Никола Пашинян называет свое правительство временным, и в течение полугода-года состоятся парламентские выборы, на которых народ решит, кто их новый премьер — популист или успешный реформатор. Но он точно не антироссийский политик и открыт к диалогу, а Москве нет смысла ассоциировать себя со старой обанкротившейся властью, пытавшейся лишь выглядеть «пророссийской». Пашинян, считаясь прозападным лидером, но действуя в интересах Армении, способен стать по-настоящему пророссийским, поскольку интересы Армении и России совпадают.