Китаю дали по рукам

27 августа 2018, 00:00

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕРГЕЯ ЛУКОНИНА
Сергей Луконин
Читайте Monocle.ru в

Продвигаемая КНР глобальная инфраструктурная инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП; другое название — «Один пояс, один путь») получила первую публичную пощечину. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад в ходе визита в Пекин официально объявил о замораживании китайских проектов в Малайзии на сумму порядка 20 млрд долларов. О причинах, подоплеке и следствиях решения Мохамада «Эксперту» рассказал Сергей Луконин, заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН.

— Какие параметры проектов вызвали неудовольствие премьера Малайзии?

— Мохамад недоволен завышенной стоимостью проектов, непрозрачными процедурами выбора инвесторов и подрядчиков для их реализации, а также некоторыми условиями контрактов, устанавливающими периодичность выплат по кредитам, полученным от китайских финансовых институтов, без учета степени реализации проектов.

Так, критике подвергся проект строительства железной дороги на восточном побережье Малайзии, который осуществляется китайской государственной компанией China Communications Construction Company и на 85% финансируется за счет кредита, предоставленного Экспортно-импортным банком Китая. Эта железная дорога является частью китайского проекта строительства железнодорожной магистрали из Китая в Сингапур. Первоначально стоимость проекта оценивалась в 13,4 миллиарда долларов. Сейчас общие затраты, включая выплаты по кредиту, оцениваются уже примерно в 20 миллиардов долларов. При этом, по словам Махатхира Мохамада, у него есть подтверждение, что малайзийская компания предлагала построить железную дорогу менее чем за половину от первоначально заявленных 13,4 миллиарда долларов.

Право на проектирование и строительство многопрофильного трубопровода и газопровода получила китайская компания China Petroleum Pipeline Bureau. По состоянию на март 2018 года примерная степень готовности трубопроводов составила 14 и 11 процентов соответственно, а выплаты китайским компаниям осуществлены почти на 85 процентов.

На выплату всего объема кредитов, полученных от китайских финансовых институтов, и процентов по ним Малайзия предоставила государственные гарантии. Особую обеспокоенность премьер-министра вызывает объем внешнего долга Малайзии, который оценивается примерно в 250 миллиардов долларов; часть его приходится и на китайские кредиты.

— Приостановка малайзийских проектов — уже третий сбой в реализации ранее согласованных инвестиционных проектов в Южной и Юго-Восточной Азии и продвигаемых Китаем в рамках ЭПШП. Ранее Шри-Ланка не смогла обслуживать финансовые обязательства по кредиту, предоставленному Китаем для строительства международного аэропорта и глубоководного порта Хамбантота, и объекты перешли под управление КНР. В ноябре прошлого года Непал дезавуировал проект строительства ГЭС «Будхи Гандаки», инициированный китайцами. Можно ли говорить о тенденции?

— Я бы не стал говорить о сбое в отношении Шри-Ланки — проект не заморожен, порт, портовая инфраструктура и формируемая специальная экономическая зона остались под контролем китайских компаний, что, собственно, и нужно Китаю. Вместе с тем можно прогнозировать нарастание проблем при реализации проектов в рамках китайской инициативы в краткосрочной перспективе.

Это связано, во-первых, с тем, что США и ЕС начали активно противодействовать китайской экономической экспансии. Например, в последнее время появилось много работ, в том числе научных, которые критикуют такие особенности политики китайских компаний, как непрозрачность финансирования проектов, несоблюдение национальных и международных норм и стандартов в области экологической и технологической безопасности, безопасности техники труда, несоблюдение прав работников и так далее.

Во-вторых, на первой стадии реализации инициативы ЭПШП проекты, осуществляемые в ее рамках, не всегда коммерчески выгодны для принимающей страны. «Один пояс, один путь» не благотворительный проект. Главная задача инициативы — поддержка китайской экономики: загрузка предприятий отраслей с избыточными мощностями (металлургия, цемент, стекло и другие); создание и расширение рынков сбыта для китайской высокотехнологической продукции; увеличение доли юаня в мировой финансовой системе. Не случайно кредиты предоставляются в юанях.

Могут ли сбои в зарубежной инвестполитике в рамках ЭПШП привести к тому, что руководство КНР изменит принципы этой политики — в частности будет больше учитывать интересы стран базирования проектов?

— Да, могут. Китай будет вынужден изменить основные принципы инвестиционной политики в рамках своей инициативы.

Уже сейчас в Китае активно обсуждается проблема нехватки средств на реализацию проектов в рамках инициативы ЭПШП, ведь и внутренние инфраструктурные проекты никто не отменял. Например, по разным оценкам, на реализацию плана «Цзин-Цзинь-Цзы» (создание суперагломерации, состоящей из городов Пекин, Тяньзинь и провинции Хэбей), дальнейшее развитие зоны дельты реки Жемчужная (суперагломерация, состоящая из городов Гонконг, Макао, Шэньчжэнь, Гуанчжоу и других), дальнейшее развитие зоны дельты реки Янцзы и так далее может потребоваться около триллиона долларов. Соответственно, для проектов в рамках «Одного пояса, одного пути» нужно привлекать международный частный капитал, для чего потребуется пересмотреть основные принципы инвестиционной политики в сторону ее открытости и соответствия лучшим международным практикам.

В целом при более полном учете интересов принимающих стран китайская инициатива «Одного пояса, одного пути» оказывает позитивный эффект на их экономики. Отдельные проблемы и противоречия, скорее всего, будут решены в среднесрочной перспективе, так как Китай модернизирует свою зарубежную инвестиционную политику.