29 декабря 1981 года администрация Рональда Рейгана объявила о наложении на Советский Союз экономических санкций. Формальный повод — введение военного положения в Польше. Вернее, участие СССР в процессе подавления оппозиционного объединения польских профсоюзов «Солидарность», в ходе которого десятки человек погибли, а тысячи подверглись репрессиям. Позже, правда, выяснилось, что Соединенные Штаты приложили свою руку к обострению ситуации в Польше, с одной стороны, подпитывая оппозицию деньгами, а с другой — создавая трудности для государственных финансов этой страны, убеждая, в том числе международные банки, не выдавать новые кредиты польскому правительству и, более того, требовать досрочного возврата старых.
Главное направление санкционного удара — нефтегазовая промышленность СССР: Белый дом запретил американским компаниям поставлять в Советский Союз нефтегазовое оборудование. Под запрет также попали поставки электроники.
Удар был болезненный, поскольку в это время шло строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, который должен был резко увеличить поставки советского газа в Европу и практически удвоить валютные поступления в бюджет СССР. Попутно со стороны США прозвучали знакомые заявления, что поставки советского газа ставят Европу в зависимость от Советов. Европа же, заинтересованная в газе, продолжала поставлять СССР необходимое для строительства оборудование и трубы. И тогда США ввели запрет на поставки в СССР продукции, созданной при участии и на основе разработок американских компаний. А это, как выяснилось, практически все. Проблемы грозили не только американским компаниям, имеющим производственные мощности в Старом Свете, но и собственно немецким, французским, итальянским и прочим. Европейцы возмутились и объявили такие санкции незаконными. После долгих переговоров ограничения были отменены, газопровод был достроен, хотя и не в две нитки, как предполагалось проектом, а только в одну.
Сегодня ситуация повторяется: чтобы остановить строительство «Северного потока — 2» США готовятся ввести санкции против европейских компаний. В Европе возмущены. Глава МИД Германии Хайко Маас призвал Евросоюз противостоять Соединенным Штатам. Причем речь идет не о том, что именно по вине Дональда Трампа слишком отвязная, без оглядки на партнеров, политика США больше не устраивает Европу. Нет. Судя по всему, Маас считает, что и без Трампа США продолжат вести себя точно так же. Опираясь на силу, не считаясь с интересами других. Легкомысленно? Не просчитывая последствия? Наживая врагов и теряя союзников?
В конце прошлой недели по СМИ разошлась новость, что в Госдепартаменте США создана новая должность — «старший советник по российской пагубной деятельности и тенденциям». По-английски — senior advisor for Russian malign activities and trends, эти слова складываются в аббревиатуру SARMAT. В свою очередь, «Сармат» — это новейший российский стратегический ракетный комплекс, способный обходить существующие системы ПРО. О нем, а также о прочих новейших системах вооружений Владимир Путин рассказал в своем послании Федеральному собранию весной этого года.
Представитель Госдепа подтвердил СМИ, что сокращенное название должности не случайное совпадение. Видимо, таким образом там решили немного потроллить Россию. Пошутить: мол, у вас «Сармат», у нас — SARMAT. Вот и уравновесили.
Есть такая точка зрения: в позднесоветский период глобального конфликта с применением ядерного оружия удалось избежать потому, что в руководстве СССР и США были люди, которые прошли Вторую мировую войну и хорошо представляли себе, что такое большая война. Сегодня таких людей нет ни там ни там. Так что не смешно.