Война как повод для сериала

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
27 августа 2018, 00:00

Как малобюджетным израильским сериалам удается покорять мир

NETFLIX
В сериале «Фауда» израильские кинематографисты поделились собственным опытом жизни в зоне непримиримого противостояния двух сторон
Читайте Monocle.ru в

Сериал «Фауда» — первый из израильских сериалов, получивший мировое признание в своем первозданном виде. Премьера первого сезона «Фауды» состоялась в 2015 году, а уже в 2016-м права на его показ купил Netflix. Международная премьера второго сезона состоялась в этом году в конце мая. В России, как и во всем остальном мире, сериал легально доступен на смеси арабского языка и иврита с англоязычными субтитрами.

До сих пор мировая слава к израильским создателям сериалов приходила опосредованно — после того, как успеха добивались адаптации созданных ими историй. Это произошло с Гидеоном Раффом, который придумал сериал «Военнопленные», и с Хагаем Леви — создателем сериала «Пациенты». Но как бы ни были масштабны достижения американских версий (сериалу «Родина» удалось достичь феноменального успеха: в 2012 году по версии «Эмми» он был признан лучшим драматическим сериалом), это в первую очередь успех американской сериальной индустрии и только во вторую — израильтян.

Первое, что выделяет израильские сериалы среди всех остальных, —предопределенная скромными масштабами местной телевизионной индустрии малобюджетность. Сериал Хагая Леви «Пациенты» в этом отношении образцовый: количество декораций в нем сведено к минимуму. Основное действие протекает в кабинете психотерапевта, где мы день за днем наблюдаем за тем, как он ведет прием, а потом перемещаемся в другой кабинет, где психотерапевт сам оказывается пациентом. В России он был адаптирован под названием «Без свидетелей» с Ксенией Кутеповой в главной роли. Российская адаптация продержалась два сезона по 45 эпизодов. В американской версии, производством которой занимался канал HBO, всего лишь на 16 эпизодов больше. Сериал «Пациенты» стал звездным для американского актера Гэбриэла Бирна, получившего за исполнение главной роли «Золотой глобус» как лучший исполнитель главной роли в драматическом сериале. Хагай Леви был призван в Голливуд и отметился в создании еще одного сериального хита HBO — «Любовники».

Пока создатель «Военнопленных», а затем и один из авторов сценария «Родины» Гидеон Рафф учился снимать сначала в Израиле, а потом в США, Ави Иссахаров и Лайор Раз шли в кинематограф намного более извилистым путем. Оба служили в израильских спецподразделениях. Раз успел побывать в роли телохранителя Арнольда Шварценеггера, а Иссахаров работал военным репортером и писал об арабо-израильском конфликте. Скорее всего, именно этот опыт и позволил им привнести в сериал ощущение достоверности происходящих на экране событий.

«Фауда» демонстрирует зрителям всего мира, что представляет собой арабо-израильский конфликт в его нынешней фазе. В нем нет прямых столкновений между военными. Это тайная война, позволяющая и палестинцам, и израильтянам, которые не вовлечены в нее напрямую, легко забыть о происходящем вокруг них и наслаждаться мирной жизнью, наблюдая по телевизору за тем, что творится на соседней, враждебно настроенной территории.

В «Фауде» почти каждая серия заканчивается эффектным, насыщенным действием эпизодом. Основное достоинство сериала — образцовый и продуманный сценарий. Софья Квашилава, директор по контентной политике Viasat, в интервью «Эксперту» обращает внимание на «потрясающее сочетание качества картинки и сильной сюжетной линии и невероятно яркие и сильные эмоции, переживаемые героями на экране. Все это применимо и к сериалу “Фауда”, в котором сюжет строится вокруг острого геополитического конфликта. Столкновение противоборствующих сторон, игра на чужом поле, кровь, смерть, страх — вот они, ингредиенты успешного продукта». Писатель Александр Генис в эфире радио «Свобода» подметил еще одну составляющую международного успеха сериала: «Почему именно в Нью-Йорке этот сериал пользуется таким сенсационным успехом? Я знаю людей, которые смотрели не отрываясь двенадцать серий подряд. Мне кажется, дело в том, что ньюйоркцы увидели совершенно новый для себя тип еврея. Ведь что такое нью-йоркский еврей? Это Вуди Аллен. Но что может быть дальше от Вуди Аллена, чем люди, которых нам показывают в “Фауде”? Это израильтяне, библейское племя, о которои сам Бог сказал: “жестоковыйный” народ. Именно таких евреев в Нью-Йорке еще не видели».

«Фауда» рассказывает о деятельности израильского спецназа, проводящего операции на палестинской территории. Его бойцы выдают себя за арабов: они не только говорят на арабском языке, но и выглядят как арабы и ведут себя как арабы. Их цель — террористы, которые поддерживают то тлеющий, то пылающий огонь арабо-израильского конфликта, организуя один теракт за другим. Чтобы уничтожить каждого из них, израильтяне применяют все средства, имеющиеся в их распоряжении: если нужно взять заложника, берут заложника. Если нужно добыть информацию у того человека, кто ею обладает, не ограничиваются психологическим давлением, а применяют пытки. Малейшая ошибка может стоить им жизни. Тем более если они совершат ее, находясь среди палестинцев: те набрасываются на них, стоит им догадаться, кто перед ними на самом деле. Тогда в эфире раздается кодовое слово «фауда», означающее, что в ходе операции что-то пошло не так и спецназовцам грозит смертельная опасность.

Лайор Раз играет в сериале главную роль. Он и в самом деле не похож на типичного кинематографического еврея. Но он не похож и на типичного положительного кинематографического героя. Его харизма (а она у него, несомненно, наличествует) носит скорее отрицательный характер. Однако концепция сериала как раз и предполагает, что подразделение псевдоарабов, хотя и сражается на стороне добра, действует, чтобы выжить, по законам, которые навязывает сторона противника.

«Фауда» иллюстрирует, как в реальной жизни работает классическая формула «насилие рождает насилие». Рано или поздно противостояние перерастает в личную вражду. В первом сезоне одна из героинь сериала совершает теракт только из желания отомстить за смерть своего жениха, случайно убитого во время спецоперации. Она не просто проносит взрывчатку в кафе, по предположению организаторов теракта, каким-то образом связанное с участниками спецоперации, но остается в нем и взрывается вместе со всеми, хотя у нее есть время, чтобы уйти и остаться в живых.

На стороне израильтян — технологии и деньги. Они ценят жизнь каждого еврея и готовы пойти на любой компромисс, чтобы ее сохранить. На стороне арабов — вшитый в их сознание религиозный код, который позволяет воспринимать смерть как высшее благо, особенно если им при этом удается унести с собой на тот свет жизнь хотя бы одного еврея. В «Фауде» есть ряд сцен, демонстрирующих, как сознание жителей палестинских территорий деформируется с самого детства. Но настоящими фанатиками все же становятся лишь некоторые из них. Большинство, а в их число по сюжету входят и жены ключевых фигур в арабском сопротивлении, готовы пойти на попятную и воспользоваться достижениями израильской медицины, например когда здоровью их детей грозит опасность. В их глазах разумной альтернативой небесному раю представляется Европа, где можно насладиться мирной жизнью. Возможность уехать в Париж или Берлин нередко становится разменной монетой в переговорах с арабами, обладающими ценной информацией.

Но главным своим достижением создатели сериала считают то, что в их фильме арабы предстают не только как достойные противники, но и как люди, вызывающие симпатию. И хотя зритель не сочувствует тому, что они делают, он понимает их мотивацию. В первом сезоне протагонист главного героя — участник палестинского движения сопротивления, не согласующий свои действия с его лидерами и пытающийся с небольшой группой единомышленников совершить крупный теракт, который, по его замыслу, должен спровоцировать конфликт между арабами и евреями. Он мужественен, бесстрашен, любит жену и детей. Во втором сезоне у главного героя появляется новый противник, как и его предшественник, не страшащийся смерти. Он пришел, чтобы отомстить за смерть своего отца, он безжалостен и умен, за его спиной вздымается тень огромной террористической организации. Но именно этот персонаж создатели сериала считают секс-символом второго сезона. Играющий его актер Фирас Нассар и в самом деле дьявольски красив.